Нижегородские муниципалитеты обсуждают Стратегию развития до 2035 года

Обсуждая стратегию, планируем территорию, соединяем берега

11.07.2018 в 11:49, просмотров: 632

Обсуждение Стратегии-2035 оказалось делом заразительным, тем более что глава региона Глеб Никитин уже неформально включился в предвыборную кампанию, «пошел в массы», ездит по районам, участвует в дебатах вокруг «будущего развития» Нижегородской области.

Нижегородские муниципалитеты обсуждают Стратегию развития до 2035 года
Фото: Евгений Алексеев

Площадка ВСМС

У нижегородцев непосредственно на местах есть еще время предложить какую-нибудь давно вынашиваемую идею, здравую, разумеется. Тем более что пока это никого ни к чему не обязывает. Стратегический документ будут принимать в сентябре после окончательной корректировки.

На днях стало известно, что нижегородское отделение Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) и эксперты АНО «Минин-центр» тоже намерены включиться в Стратегию-2035, только на другом уровне – вместе с руководством муниципалитетов вырабатывать предложения для стратегии: как с точки зрения уже местных властей видится муниципальное устройство региона, какие вопросы или проекты хотелось бы продвинуть в первую очередь, на чем можно банально сэкономить бюджетные деньги без ущерба (для жителей) и в то же время решить проблему.

За круглым столом во главе с председателем НРО ВСМС и сенатором Александром Вайнбергом собрались представители экспертного «Минин-центра» и руководители из районов, из самой глубинки. Они-то и рассказали, что народ вначале недоверчиво отнесся ко всяким стратсессиям, а потом проснулся, втянулся, и пошла «генерация» идей.

«Тем более что на федеральном уровне сегодня обсуждается стратегия пространственного развития страны. Совет Федерации вместе с минэкономразвития выступает неким модератором, а ВСМС может выступить в таком же качестве для муниципалитетов, – считает Игорь Соловьев, руководитель информационно-аналитической группы “Минин-центра”. – И наша нижегородская стратегия очень хорошо вписывается в федеральное планирование. Некоторые межмуниципальные проекты уже рассматриваются, транспортная агломерация Нижнего Новгорода, “зеленый щит” губернии, экопроект “Акватория”».

Что, конечно, неудивительно, поскольку назначенный в Нижегородскую область человек федерального уровня неизбежно находится в тесной взаимосвязи с федеральной повесткой. Поэтому и муниципальная власть тоже должна ловить сигналы и подтягиваться под новые требования федцентра – разговаривать с людьми, слышать людей, предлагать эффективные решения, иначе неперестроившиеся местные чиновники рискуют остаться за бортом.

Но обычным людям на фоне этого «информационного предвыборного шума» пока непонятно главное – что из предложенного «стратегического видения» будет претворено в жизнь.

Потому что им, конечно, хочется иметь в муниципалитете и рабочие места, и недорогие ЖКУ, и передовую экономику, и хорошие дороги, и социалку, и здравоохранение. Но они также понимают, что денег на все прожекты не хватит.

Раньше, при губернаторе В. Шанцеве, говорили представители муниципалитетов, у каждого района был план развития производительных сил, инвестиционные задания, даже зарплатные целевые показатели. Можно было бы проанализировать, что сделано, что не получилось и почему, чтобы опять не изобретать велосипед. Но это, видимо, никому не интересно и не нужно, нет такой задачи в стратегии.

Эксперты «Минин-центра» и НРО ВСМС, подписавшие соглашение о сотрудничестве, готовы создать площадку для координации действий местных властей, обмена опытом. «И лучшие муниципальные практики вполне могут быть встроены в Стратегию-2035, – говорит зампредседателя НРО ВСМС, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в ПФО Сергей Бочаров. – Есть конкретные общие проблемы, например доступность медицины и образования».

Он предложил обменяться еще и мнениями по решению «мусорной» проблемы.

Укрупнение неизбежно

Глава администрации Сергачского района Олег Радаев озвучил, с его точки зрения, самые болевые точки. «Коммуникации в части управления сегодня важнейшая вещь: мы, муниципалы, – линейные управленцы, зачастую нам приходится переводить язык топ-менеджеров на доступный для народа, только тогда возникает понимание с людьми, – пояснил он. – А сегодня нам зачастую не хватает даже компетенций. Решается проблема двумя путями – либо прямые выборы, либо целевая подготовка управленцев для муниципалитетов. Второе: важно определить в области базовые районы, узловые логистические центры, в которые федеральные и региональные структуры будут “заводить” свои представительства. Сегодня эта схема разбалансирована, ключевые офисы размещаются не по принципам целесообразности, а по принципу комфорта, наличия свободных площадей. Неэффективно. Я думаю, что мы скоро придем к тому, что муниципальных образований – с необходимым для этого аппаратом чиновников – в населенных пунктах с численностью менее 8–10 тысяч просто не будет. Такие затраты нецелесообразны. Я предлагаю внедрить проект “Человек–потенциал”, и у нас в районе это уже делается. Группа молодых специалистов порядка 30 человек проходят обучение в управленческих школах. Я ставлю их замами, и через несколько лет мы получим хорошие кадры».

Без ядерного кластера

«Мы должны все-таки быть реалистами, все муниципалитеты разные, – говорит глава г. о. Шахунья Роман Кошелев. – Под один общий знаменатель, общую стратегию причесать всех не удастся. Есть стокилометровая зона транспортной нижегородской агломерации, а есть отдаленные территории. У нас другие условия: низкая плотность населения, большая дорожная сеть, большие затраты на ЖКХ. Мы прекрасно пониманием, что никакой ядерный кластер у нас не появится. В то же время проблемы решать надо. По поводу газификации уже много сказано, ожидания позитивные. По части муниципального образования соглашусь, что рациональнее иметь специалиста муниципального территориального отдела, который занимался бы конкретным населенным пунктом. Помню, у нас были поселения с администрацией, руководители которой после обеда уходили косить траву или доить корову. Мы, например, открыли в наших отдаленных поселках Сява и Вахтан, где по 2–3,5 тысячи человек живет, по одному окну МФЦ. Люди только на билетах на автобус до райцентра сэкономили, наверное, миллионы рублей. Электронные сервисы позволяют приблизить власти к людям, и это, конечно, нужно использовать. В разделе стратегии это есть – “Регион будущего”, внедрение оптимальных систем управления».

«Сейчас везде проходят стратегические сессии, и у нас тоже, – продолжил Кошелев. – Присутствовало около 80 человек из трех северных районов. Я думал, не заведутся люди, а они завелись и вот идею хорошую предложили: соединить наш север и соседние области в транспортный узел, железнодорожный и автомобильный, железнодорожную станцию Шайгино (Тоншаевский район), через Вахтан – Сяву, с Шарьей (Костромская область), а также и дорогу Р159 Нижний Новгород – Шахунья – Киров и автомагистраль на Кострому.

(От себя отметим: железная дорога Вятка – Вологда закладывалась аж в 1903 году, соединение железной дорогой Шахунского района и Яранского района Кировской области, так называемая, межрегиональная ветка, тоже проект «с бородой», такой же длинной, как эта дорога. А железную дорогу на Вахтан и Сяву недавно разобрали на металлолом.)

По словам Кошелева, правильнее выстраивать кустовое межмуниципальное планирование. «У нас сейчас развивается туризм, уже начинают приезжать группы посмотреть, как разливают наше шахунское молоко, на уникальное ткачество, но если бы мы смогли объединиться привлечь в проект наших соседей из Тоншаева, с их марийскими реликтовыми рощами, Ветлужский район, где нашли уникальное судно беляну, – это гораздо эффективнее было бы. Сейчас Стратегия – это только бумага, надеюсь, она станет рабочим документом, позже к ней будут приняты межмуниципальные планы», – заключил глава г. о. Шахунья.

У одних земля – у других лес

В Дзержинске, по словам замглавы администрации г. о. Дзержинск Александра Кабанова, обсуждение Стратегии еще только готовится. «Но по тому, как проходили встречи в Володарском районе, я знаю, там люди действительно завелись, – сказал он. – Было серьезное обсуждение, у людей есть идеи, и они готовы их объявлять и обсуждать. У нас остро стоит проблема существования МУПов, трансформации их в концессию, более эффективного использования имущества. Мы одними из первых объявили транспортную концессию, опыта нет, тыкались как слепые котята, что-то получилось. Необходимы межмуниципальные площадки, обмен опытом. Сейчас мы планируем сделать концессию по наружному освещению. Городецкий район, к примеру, сделал энергосервисный контракт, там другие условия, и мы думаем, что лучше».

Глава Сергача выдвинул еще одну тему для будущего обсуждения на площадке ВСМС и «Минин-центра» – это земли сельхозназначения. «Каждый клочок должен иметь хозяина, но в районе очень много невостребованной, неиспользованной земли, хозяина ищут через суд, и эти суды длятся очень долго. Земля не должна быть бесхозной», – уверен Радаев.

Северного мэра Кошелева беспокоит еще и коммунальная инфраструктура. По его словам, уже работающий в Шахунье концессионер, областное ПАО «НОКК», не заинтересован брать в концессию водоканализационные сельские сети.

«Поэтому небольшие населенные пункты могут оказаться в трудной ситуации. По нынешним требованиям там должны быть очистные. Если бы были только индивидуальные дома, то можно было бы обойтись септиками, – поясняет Кошелев. – А тема сельхозземли на севере неактуальна. У нас другая проблема – использование лесного фонда».

Назначенцы – вперед!

«Мне понравилось предложение, чтобы поселение управлялось, например, наемным менеджером от государства, – говорит замглавы г. о. Первомайск Николай Левкин. – Но процесс перехода на городские округа почему-то замедлился. Надо форсировать. Больше сэкономим средств, и качество обслуживания жителей улучшится. У нас за каждым поселением закреплен специалист в администрации округа. Надо активнее вовлекать жителей в процесс управления и участие в делах муниципалитета. Программа местных инициатив сильно помогла разбудить жителей, когда они своим рублем вкладываются в благоустройство, это очень помогает».

«Надо все-таки идти от сути. Если люди заинтересованы в каких-то проектах, то их надо обязательно реализовывать, возможно, подкрепить законопроектом, – уверен Александр Вайнберг. – Это наш вклад в Стратегию-2035. Мы договорились с Глебом Никитиным, что ВСМС станет площадкой, где главы муниципалитетов смогут высказывать идеи, вместе с экспертами вырабатывать какие-то общие для муниципалитетов решения, доносить их до жителей».

В то время как ВСМС вырабатывал общие подходы с муниципалитетами и экспертами, в Урене проект Стратегии-2035 обсуждали жители Тонкинского, Ветлужского и Уренского районов.

«Я считаю, что подходы к развитию села должны быть другими, чем подходы к развитию городских агломераций. Здесь нужно все совершенно другое. С точки зрения “рентабельно–нерентабельно”, на мой взгляд, к селу нельзя подходить. То, что происходит в селе, по большому счету нерентабельно. Потому что людей меньше, детей возят в полупустых школьных автобусах, к врачам не так много народу приходит. И даже тревоги у жителей села и города разные. Например, в городах говорят об уменьшении очередей к врачам, на селе – об открытии ФАПов. И так по многим направлениям», – отметил Артем Кавинов, депутат Госдумы.