Сахаровский фестиваль искусств прошел в Нижнем Новгороде

Сахаровский фестиваль искусств прошел в Нижнем Новгороде
Фото: Георгий Ахадов

«А вдруг вы меня обманываете и просто хотите пройти на территорию кремля, а это сегодня нельзя», – юноша в форме полицейского бдительно сдвинул брови и сомкнул ряды с напарником, видимо, подозревая, что я сейчас начну прорываться силой. Требуемые билеты на концерт ждали меня в кассе филармонии, а без них после урагана на территорию кремля вход был заказан.

Так вышло, что из всей замечательной программы XV Сахаровского фестиваля мне удалось попасть только на два концерта. То одно, то другое, как это обычно бывает. Зато у меня много знакомых меломанов, они не оставляли меня в неведении и периодически с дрожью восторга рассказывали о тех удивительных музыкальных событиях, которые я пропустила.

Мама моей подруги была совершенно потрясена Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева, и в частности их интерпретацией первого концерта П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром на открытии фестиваля: «Кажется, ты знаешь, как он звучит, как должен звучать. Да все знают – это же шлягер уже, и вдруг ты слышишь совершенно другую музыку, тебе открываются новые пласты. Это потрясающе!»

Вопреки сложившейся традиции в этом году фестиваль открывал не наш симфонический оркестр, а оркестр Плетнева симфонией № 1 Чайковского «Зимние грезы», а во втором отделении они же исполнили так поразивший тетю Лену Первый концерт. «Так сложилось, что коллектив Плетневского оркестра мог приехать только в этот день, – объяснил нарушение традиций на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, главный дирижер Нижегородского академического симфонического оркестра Александр Скульский. – Мы, конечно, могли бы их “обскакать” и начать фестиваль на день раньше, чтобы соблюсти традицию, и выйти на сцену первыми, но мы решили предоставить им эту почетную возможность и открыть фестиваль. Однако мы выйдем на сцену вслед за ними и уверены, что сможем выдержать это сопоставление».

На открытие фестиваля я не попала по семейным обстоятельствам. Второе событие, ответственность за мое отсутствие на котором взял на себя ураган, посрывавший крыши с нашего кремля, было не менее интересным. Концерт-спектакль «Ван Гог. Письма к брату» Евгения Миронова и камерного ансамбля под управлением блистательного Юрия Башмета с большим успехом прошел в декабре в столице. Нижний Новгород оказался первым выездным городом в истории этого необычного спектакля.

«Это была не просто читка, было ощущение, что он эти 10 лет с ним вместе провел и нас вовлек в эти события, в эту жизнь. И Башмет, конечно, восхитителен, как всегда. На одном дыхании прошло, хотя я ничего такого особенного от этого вечера и не ожидала», – поделилась моя старинная приятельница впечатлениями, когда я пожаловалась на стихию, лишившую меня удовольствия.

«А Люка Дебарг?» – она с надеждой посмотрела на меня. Пришлось признаться, что и этого прекрасного француза, ставшего открытием XV Международного конкурса имени Чайковского, я тоже не слышала. «Ну что вы, это был восхитительный камерный вечер. Он играл Шопена и Шимановского. Просто замечательно было и эмоции зашкаливали».

Концерт Люка Дебарга состоялся в рамках Дней Франции. Кроме того, во время фестиваля прошли ставшие уже традиционными Дни Италии и Нидерландов. Всего было запланировано пять тематических концертов, и на один из них я (ура!) все-таки, несмотря на сопротивление мироздания в виде завала работы и ливневого дождя, попала. И поняла, что нашла свой любимый формат концерта серьезной музыки.

Концерт проводился не в филармонии, а неподалеку – в Арсенале. На один вечер выставочное пространство Арсенала превратилось в филиал амстердамского клуба Paradiso, где в свое время был придуман формат, который называется «Ночь неожиданностей». Программа представляла собой калейдоскоп из клубной электроники, классики, импровизации, джаза и эксперимента. Слушатели бродили за музыкантом с флейтой, как дети за гамельнским крысоловом, от одной музыки к другой, а устав, отдыхали в лаунж-зоне в креслах-мешках, не прекращая слушать концерт.

Впрочем, традиционный вариант закрытия впечатлил не меньше. Потрясающий Денис Мацуев совместно с нашим оркестром не исполнил, а скорее «прожил» в первом отделении концерт № 4 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Он играл всем собой, казалось у него не две руки, а значительно больше, и рояль ему еще и подыгрывает. А во втором к нему присоединились друзья – Андрей Иванов и тринадцатилетний Даниил Гулевич, который в каденции для Рапсодии в стиле блюз Гершвина просто порвал зал своим соло на ударных.

«Мы можем сказать, что XV Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова получился очень ярким и оправдал все ожидания – и наши, и артистов, и, главное, нижегородцев, которые в первый день продажи билетов обрушили наш сайт», – подвела итоги фестиваля директор – художественный руководитель филармонии Ольга Томина. – Все концерты фестиваля прошли при переполненных залах и абсолютных аншлагах. Фестиваль однозначно удался».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 13 июня 2018

Заголовок в газете: Мир и русская музыка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру