Состояние здравоохранения в Нижегородской области вызывает вопросы

За доставку пациентов на гемодиализ отвечает областной минздрав – решил суд

16.05.2018 в 17:10, просмотров: 1138

Нижегородцы, читая бравурные рапорты чиновников о развитии в регионе всей системы здравоохранения и особенно телемедицины, только руками разводят: когда тебе нужна конкретная операция или процедура, на расстоянии, дистанционно даже «суперпередовые» технологии тебе не помогут.

Состояние здравоохранения в Нижегородской области вызывает вопросы
Центр гемодиализа в Ардатовской ЦРБ Фото: Юлия Горшкова

А то, что за предыдущие годы региональные власти перестарались и слишком резко сократили первичное звено в районах, – этот факт признали даже на высшем уровне. Для многих жителей отдаленных территорий Нижегородской области необходимая медицинская помощь остается по-прежнему труднодоступной.

Три раза в неделю по 400 км

Недавно Тонкинский районный суд Нижегородской области вынес, возможно, прецедентное для региона решение по делу, которое началось еще в прошлом году. Суд определил, что именно областное министерство здравоохранения обязано организовать и обеспечить доставку лиц, нуждающихся в программном гемодиализе, до места его проведения и обратно специализированным транспортом в дни, определенные медицинским учреждением, которое проводит указанную процедуру.

А теперь подробнее: в суд обратился прокурор Тонкинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (хотя была конкретная жалоба человека, но дело, разумеется, касается всех жителей). Речь идет о людях, которым нужна процедура гемодиализа и которую нельзя получить по месту жительства, а надо ехать за десятки и сотни километров, и это вопрос жизни и смерти в прямом смысле слова. Да, таких нижегородцев немного, но они есть и «еще живут» в отдаленных от центра районах и добираются до «передовой медицины» за свой счет. Ответчиком в этом конкретном случае выступало ГБУЗ «Тонкинская ЦРБ» (минздрав области).

Прокуратура Тонкинского района проверила, как соблюдается законодательство по отношению к пациентам, нуждающимся в гемодиализе, и обнаружила существенные нарушения. Человек, страдающий терминальной хронической почечной недостаточностью, вынужден три раза в неделю ездить в Семенов, где заместительную почечную терапию ему оказывает ООО «Нефролайн-НН». В случае пропусков процедур гемодиализа возможны осложнения вплоть до летального исхода. Расстояние между р. п. Тонкино и городом Семеновом около 200 км, прямое сообщение отсутствует, – сообщило в суде надзорное ведомство.

В Тонкинской ЦРБ нет ни специализированного оборудования, ни специалистов по проведению программного гемодиализа. То есть жизненно необходимое лечение по месту жительства предоставить невозможно.

Однако с областного минздрава обязанности по лечению и финансированию больных никто не снимал. Но, как сказано в судебных материалах, необходимые меры для обеспечения гражданам доступности медицинской помощи ответчик не осуществляет.

Декларативная медицина

Нет нужды перечислять все основания, которые привел суд, начиная с Конституции РФ, по которым государство, власть, обязано предоставить гражданам медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и др., в том числе высокотехнологичную, а также скорую специализированную помощь.

Приоритет интересов пациента предполагает в том числе организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени и транспортную доступность медицинской помощи. Но законодательство у нас только в теории «надежно защищает интересы» граждан. А в жизни «доступности и качества медицинской помощи» по принципу приближенности к месту жительства как не было, так и нет, транспортной доступности для всех групп населения тоже. Пациенты из Тонкинского района до города Семенова Нижегородской области добираются за счет собственных средств на общественном или частном транспорте.

Судья тщательно исследовал, кто же все-таки и за чей счет должен организовать транспортировку таких пациентов до соответствующего медучреждения.

Найти ответственного в бюрократических связях оказалось непросто. Представители ГБУЗ «Тонкинская ЦРБ» возражали против удовлетворения исковых требований и просили отказать в их удовлетворении.

В материалах суда говорится, что в ЦРБ заявили: расходы на транспортировку больных из поселка Тонкино до города Семенова Нижегородской области и обратно в планах финансово-хозяйственной деятельности по бюджету и ОМС не предусмотрены, в связи с чем возможности транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, не имеется.

В качестве соответчиков кроме Тонкинской райбольницы, подведомственной областному минздраву, по делу были привлечены министерство социальной политики области, администрация Тонкинского муниципального района и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Посещал заседания только главврач ЦРБ. Представитель минсоцполитики Нижегородской области сослался на то, что они являются «ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку вопрос проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется Фондом социального страхования или его территориальными органами».

Представитель территориального ФОМС в заочном ответе пояснил, что в соответствии с действующим законодательством «доставка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно не входит в состав тарифа ОМС (и не входила ранее), не осуществлялась и не может осуществляться за счет средств ОМС».

В результате помощник шарангского межрайонного прокурора М. Зайцева исковые требования уточнила и попросила возложить на министерство здравоохранения обязанность по организации и обеспечению доставки лиц, проживающих на территории Тонкинского района.

Крайнего нашли

Судья зафиксировал, что согласно приказу Министерства здравоохранения РФ широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи.

Гемодиализ почек – экстракорпоральный метод очистки крови от токсических элементов, шлаков (мочевина, креатинин, яды), проводимый вне организма при острой почечной недостаточности. Суть гемодиализа заключается в экстренной очистке организма и регулировке нарушения водно-электролитного, кислотного баланса, улучшении жизнедеятельности человека.

Таким образом, организация и обеспечение транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не является непосредственно специализированной медицинской помощью, но является ее составляющей частью. Транспортировка – неотъемлемая часть гемодиализа. Пропуск процедуры невозможен. Выполнение программы госгарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи возложено вышеуказанными нормативными актами на субъект РФ – Нижегородскую область. И каждый пациент имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой госгарантий.

Судом установлено, что среди участников программы госгарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год (плановый период 2019 и 2020 годов) администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области не значится, такие полномочия на места не передавались, то есть в переводе на простой язык – местные власти не обязаны возить пациентов на гемодиализ. Следовательно, круг замкнулся.

Что характерно, ответчик – представитель областного минздрава – в судебное заседание тоже не явился. А в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что доставка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения гемодиализа возложена на органы государственной власти субъектов РФ только с 1 января 2018 года. Дескать, до указанной даты в федеральном и региональном законодательстве отсутствовали нормы, обязывающие органы исполнительной власти возить пациентов на гемодиализ.

Программа госгарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов утверждена в декабре 2017-го.

Вот так в марте 2018 года в судебном заседании выяснилось такое важное обстоятельство.

Суд определил: исковые требования прокурора Тонкинского района Нижегородской области удовлетворить. Возложить на министерство здравоохранения Нижегородской области обязанность по организации и обеспечению доставки лиц, проживающих на территории Тонкинского района Нижегородской области, нуждающихся в программном гемодиализе, до места его проведения и обратно специализированным транспортом в дни, определенные медицинским учреждением, проводящим указанную процедуру. Решение вступило в законную силу 16 апреля 2018 года.

До Шахуньи программа госгарантий не дошла?

Однако выводы Тонкинского райсуда не стали автоматически «законом» для минздрава. Больные, нуждающиеся в гемодиализе, есть и в других соседних северных районах. Из Шахуньи пришла просьба о помощи от инвалида первой группы Л. М., которая страдает хронической почечной недостаточностью, и с 2015 года она вынуждена ездить в Семенов, в центр амбулаторного гемодиализа. Она обратилась в прокуратуру и к главе региона.

«Для прохождения лечения мне не реже трех раз в неделю (пожизненно в течение 4 часов за 1 сеанс) необходимо ездить из Шахуньи в Семенов – три часа с пересадкой на электричке в один конец, – пишет она. – Льготный проезд возможен только на электричке. Прямого беспересадочного автобусного сообщения с Семеновом нет. Нужно добраться до электрички, потом ждать прибытия по расписанию, забраться в вагон за 1 минуту (время стоянки) с низкой, неприспособленной платформы, не говоря уже о времени пути и ожидания ж/д транспорта для поездки обратно (с пересадкой на ст. Урень). Ездить 400 км в день три раза в неделю больше не могу. В Шахунье отсутствует специальное оборудование и нет специалистов, несмотря на обещания главврача Шахунской ЦРБ и минздрава (эта информация на уровне разговоров жителей). И такие же проблемы не только у меня одной, но и у других жителей, имеющих такое же заболевание».

Как сообщается на официальном сайте Нижегородстата, за период с января по март 2018 года в области было зарегистрировано 7,812 тыс. родившихся и 12,498 тыс. умерших человек. Данные приведены в экспресс-информации о демографической ситуации, опубликованной ведомством 7 мая.

Согласно предоставленным сведениям, в сравнении с аналогичным периодом 2017 года число родившихся уменьшилось на 573 младенца, что составляет 6,8%, а число умерших увеличилось на 23 человека, что составляет 0,2%.