Для меня, для моей семьи 1 сентября – это самый главный праздник, главнее, чем Новый год: мы все работаем в школе. И я за то, чтобы этот день был праздничным. Если бы он стал выходным для родителей первоклассников, это было бы очень правильно. Это позволило бы приурочивать к этому дню какие-то домашние встречи, посиделки.
Сами учебные заведения при этом, естественно, должны работать, чтобы организовать содержание праздника, знакомство первоклассников со школой и друг с другом. В этом смысле для меня даже большая линейка (именно для малышей) – это более спорная необходимость, чем какой-то совместный урок или несколько уроков с родителями.
Дружба, которая рождается в этот момент, связывает как минимум на четыре года не только детей, но и родителей. Она не заочная, «родительскочатская», а настоящая – ты понимаешь, кто рядом с тобой будет растить своих детей. Иногда – и в моей практике такое было – у родителей возникает понимание, что им нужно искать другую школу, другой коллектив, поскольку они не нашли здесь единомышленников, а это очень важно.
Что касается выходного дня, то все равно работники, чьи дети первый раз идут в школу, будут отпрашиваться хотя бы на первую половину дня. И логично было бы закрепить эту возможность законодательно. Наверное, сделать это несложно.
Я не думаю, что нужно устраивать выходной для всей страны, для всех родителей. Учебный процесс в школах начинается по-настоящему с самого начала. И это во многих странах так, не только в России. Праздник начала учебного года касается только тех, кто пришел в школу впервые.
Что касается одиннадцатиклассников, то их праздник – это последний звонок. И родители хотят прийти в школу в этот день, услышать слова благодарности в свой адрес, выразить свою благодарность в адрес школы.
Поэтому я считаю, что стоит прислушаться к предложению о введении на общефедеральном уровне дополнительного выходного для этих двух категорий родителей, но в разное время: одним – в начале учебного года, другим – по завершении их детьми обучения в школе.
Что касается 1 сентября 2020 года, то, конечно, его особенность связана с пандемией коронавируса. Но проведение праздничных мероприятий и степень их массовости определяется выбором и осознанным желанием родителей. Мы можем сколько угодно себя накручивать, но родители первоклассников, объединенных в один класс, так или иначе будут пересекаться, как и их дети, – 1 сентября это начнется или второго.
Да, я бы не стала собирать линейку в масштабах школы, чтобы не создавать тревожную атмосферу, не нагнетать панику: «наденьте маски… отойдите друг от друга»… – что это будет за праздник? С проведением таких мероприятий нужно повременить, пока эпидемическая ситуация не придет в норму.
Но первоклассники и их родители могут пообщаться внутри класса или же в актовом зале, но по графику. В таких условиях можно провести встречу без таких устрашающих атрибутов, как средства индивидуальной защиты, – и организовать это под силу каждой школе. Нам придется привыкать самим и приучать детей к минимизации в этот период близких контактов, но устанавливать эти правила коммуникации лучше в легкой, игровой форме.
Я не являюсь сторонником перевода школьного обучения на дистанционные рельсы. В случае со взрослыми совершенно справедлива формула: «нужно не ходить на работу, а работать». Но дети должны обязательно ходить в школу, это определенный ритуал, формирующий способность усваивать знания.
Совмещение очных и заочных занятий вполне допустимо и может быть полезным, но поиск оптимального сочетания этих форм – долгая, кропотливая работа, которая у педагогического сообщества займет не один год. И для эффективного учебного процесса в этих условиях школьники должны обеспечиваться за счет государства необходимыми гаджетами, для работы которых должна быть налажена устойчивая связь. На мой взгляд, это очевидно. А то, что дети должны встречаться, общаться, создавать какие-то общие проекты – это абсолютно точно.
Школа – это социальное явление, и дистанционный процесс обучения не позволит ей выполнять эту социальную функцию с прежней эффективностью. Эмоциональный интеллект, эмпатия, понимание другого, умение слышать, умение принять другую точку зрения – все это формируется в общей групповой и парной работе.
В дистанте же формируются только технические навыки, не говоря о том, что зачастую они применяются не совсем самостоятельно, и учитель не может оценить, в какой мере выполнение задания осознается самим учеником.