Галина Клочкова: «Школы должны быть разные, нужно просто найти свою»

О важности объединения основного и дополнительного образования

О важности объединения основного и дополнительного образования

В России идет реализация 12 приоритетных национальных проектов, и проект «Образование» – в их числе. Он направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования, вхождение нашей страны в десятку мировых лидеров по этому показателю, а также на воспитание гармоничной и социально ответственной личности.

Модернизация этой сферы – процесс крайне сложный, поскольку образование по сути своей очень консервативно, ибо стоит на правилах, традициях, ценностях, идеалах, общественных нормах и при этом всегда обращено в будущее. Директор частной школы имени М. В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Галина Клочкова размышляет о том, почему сегодня школа зачастую не выдерживает даже внутреннюю конкуренцию с самой собой.

– Галина Юрьевна, спрошу вас как практика – учителя, директора школы и как депутата областного Законодательного собрания: какая она – школа сегодняшнего и завтрашнего дня? Куда мы идем, с чем вступаем в год под номером 2020?

– Вопрос сложный. Думаю, уже всем понятно, что наступило какое-то другое время, и современные молодые люди не поддаются ни грубой, ни мягкой обработке, у них есть свой собственный взгляд на мир, и они даже могут этот мир сами себе создать, потому что у них есть для этого приспособления – многочисленные и разнообразные гаджеты. Предыдущие поколения видели, что мир несовершенен и его нужно менять, а нынешние дети не будут ничего менять – они создадут тот мир, который им нужен, в том самом виртуальном пространстве, которое для них более реально, чем окружающая действительность.

И нам даже сейчас строить новые школы по старым образцам бессмысленно, потому что у меня есть ощущение, что совершить какой-то действительный прорыв в образовании мы должны, только перестав делить это самое образование на основное и дополнительное.

Что такое «Кванториумы», «Точки роста» и многие другие современные явления дополнительного образования? Это все попытки найти другое пространство для школы, потому что школа как некий завод с коридорами, классами, партами уже не работает так, как нужно. Сидение в затылок друг другу не добавляет желания поделиться с кем-то своими открытиями и знаниями. А делиться этим с учителем, который априори знает правильный ответ на вопрос, вообще неинтересно.

– Массовое появление различных развивающих центров для школьников – это реакция на кризис основного образования?

– Мы живем в то время, когда все, что идет с припиской «дополнительное образование», по факту становится основным. Нужно отдавать себе в этом отчет. Посмотрите, что происходит: школьная система представляется унылой и обреченной, учителя замучены отчетами, заполнением бесконечных документов, унизительной необходимостью подтверждать квалификацию, а совсем рядом процветает сверкающий, разнообразный, великолепный мир дополнительного образования. Тут же, неподалеку, выстроилась блестящая армия репетиторов. Вот и получается, что родители после уроков ведут своих детей из младших и средних классов на занятия во всевозможные центры допобразования, а потом еще до ночи делают с ними уроки. Все выходные, все каникулы дети проводят там же, в этих центрах. Почему так? В школе настолько неинтересно или школа не справляется, и формат дополнительного образования корректирует издержки основного? Старшеклассники же не могут без репетиторов, и рынок их услуг исчисляется миллиардами, и он абсолютно черный. По сравнению с ним рынок частного образования у нас в стране находится в пределах статистической погрешности, и так во всех городах, даже в Москве. И вся эта деятельность, а ее тоже можно назвать допобразованием, заточена только на одно – на сдачу ЕГЭ.

И уже если мы говорим о модернизации школы, о реализации национальных приоритетов, то интеграция основного и дополнительного образования – это решение многих вопросов.

– То есть школа должна перестать быть школой?

– И да и нет. Перестать быть школой в нашем привычном понимании и стать школой в полноте смысла этого слова.

И черты этой новой современной школы уже есть, и не нужно революции, не нужно сравнивать или искать лучшие образцы в прошлом. Это как в искусстве – каждая эпоха предлагала свою эстетику, свои приемы, они соответствовали времени, и это было хорошо. И так во всем. Образование – часть цивилизационного пути человечества. Мы должны соответствовать времени, быть не просто modern, а именно contemporary. А чтобы соответствовать времени, нужно понимать, что время требует и располагает к творчеству как норме. Но это не передается воздушно-капельным путем. Требуется навык, и навык креативности появляется там, где ребенок решает какую-то задачу и в поиске ответа на вопрос выходит за рамки привычного и находит какое-то интересное неожиданное решение.

Сегодня в мире есть тысячи примеров: школа-сад, школа-библиотека, школа-театр, школа-лаборатория… Тысячи самых разных проектов, непохожих на знакомую нам классно-урочную систему Яна Амоса Коменского, отличных от нее. Школы должны быть разные, нужно просто найти свою.

В Москве примеры таких школ есть – это современные проекты, реализованные в новых микрорайонах, здания, где учтены потребности допобразования, индивидуальной работы и поддержки, где есть места для коллективного творческого поиска и спокойного уединения для детей-интровертов.

– Вы говорите об универсальных образовательных центрах?

– Именно так. Нужно признать: цифровизация не ведет к модернизации образования, замена бумажного документооборота не делает жизнь учителей легче, не освобождает их время, невозможно реформировать школу через нормативные документы или смену аббревиатуры. Понимаете, мы ищем не там, где потеряли, а там, где светло, пытаемся ввести новые предметы и закупать новые учебники, а нужно разобраться: сколько государство готово потратить на основное образование и сколько бизнес вкладывает в дополнительное образование. И почему бы нам не сделать (а мысли эти уже озвучиваются на разных уровнях) такой шаг: пусть бизнес построит школу такой, какой он ее видит, а государство ее просто выкупит, профинансирует. Государство не в состоянии так быстро работать и принимать решения – пройдет очень много времени, пока все согласования будут пройдены и все правила соблюдены. Вот вам пример государственно-частного партнерства, о котором так много говорится сейчас!

И когда мы говорим, что в стране, в Нижнем Новгороде нужно построить такое-то количество типовых школ как зданий, нужно понимать, что в эти квадратные метры площадей завтра может просто никто не прийти, потому что, например, семейное образование набирает обороты, в сети есть огромное количество видеоуроков, которые действительно интересны.

А чему же мы должны сегодня учить? Какова цель? У нас все перепутано. Вопросы по пройденному материалу не могут быть главными. Главное – это способность быть полезным, нужным кому-то за счет собственных знаний, собственного опыта, желания ими поделиться. Это основа нашей жизни, наши корни. И это должно сохраняться и передаваться, как народные промыслы, которые могут иметь самые разные формы, современные решения, но неизменным остается ручное, неповторимое, уникальное. Это то, что позволяет очень большому количеству людей жить спокойно и счастливо на одной большой территории.

Поэтому в нашей школе мы и отнеслись с таким уважением к системе международного бакалавриата, которая в качестве итогового экзамена предполагает защиту проекта, направленного на изменение жизни к лучшему.

Все мы хотим, чтобы в будущем рядом с нами оказались понимающие, чувствующие, созидающие люди, а не разрушающие, не потребляющие бездумно, не те, кому нужны наказания и штрафы в качестве социального сдерживателя. Лично для меня все, что работает на ответственность, осознанность, понимание себя и своей роли, может быть школой. Только вот именно это, самое важное, сейчас находится в сегменте «неважно, вторично, дополнительно». Но мы знаем массу примеров, когда для очень многих детей, а потом уже взрослых людей именно музыкальные, спортивные, художественные школы и секции стали смыслом жизни, определили раз и навсегда выбор жизненного пути. Отнюдь не общеобразовательные школы с уроками в классах.

Нужно принимать реальность, работать с ней. Кто бы думал, что у нас будет такой бум на сериалы? Но мы подсели и смотрим. А школа – это сериал продолжительностью в 11 лет, и снимается он здесь и сейчас. Что бы вы хотели увидеть в финале?

Беседовала Мария МЕДВИДЬ.

Фото:

портрет – из личного архива героини;

иллюстрация – из архива школы имени М. В. Ломоносова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру