Только недавно чиновники областного правительства отрапортовали об очередном знаковом туристическом объекте – фуникулере, который в качестве «подарка» планируется преподнести на этот раз – Городцу, но тоже к круглой дате – 870-летию, но против идеи сразу выступили местные жители.
Петиция по вопросу строительства фуникулера размещена на change.org, адресована общественности и губернатору, и не просто от Галины Торопкиной, но представителя движения «Береги Городец».
Напомним, совет по земельным и имущественным отношениям при правительстве Нижегородской области 20 февраля одобрил заявку МКУ «Городецстройсервис» на выделение земельного участка на участок под фуникулер в Городце (1345 кв. м, 336,2 млн рублей, со сроком 1 год).
«По поручению Глеба Никитина мы ускорили процедуру предоставления земельного участка под городецкий фуникулер. Рассчитываем, что этот проект сможет претендовать на федеральное финансирование», – пояснил министр имущественных и земельных отношений региона Сергей Баринов.
«Мы обескуражены новостью, что в историческом центре нашего города – между набережной Юрия Долгорукого и Набережной Революции – в 2021 году собираются строить фуникулер, – говорится в обращении. – Несмотря на активное продвижение Городца на туристическом рынке, внешний облик города оставляет желать лучшего. Многие памятники архитектуры находятся в плачевном состоянии. Некоторые годами ожидают реставрации и стыдливо прикрыты маскировочной сеткой, а торговые корпуса XIX века на ул. Максима Горького, которые могли бы стать еще одной изюминкой туристического кластера, стоят полуразрушенные в двух шагах от намеченного фуникулера.
Мало кому из городчан понятна цель планируемого строительства. Перепад отметок от уреза воды до ул. Набережная Революции, проходящей по верхней кромке надпойменной террасы, составляет всего лишь 30 м. Чтобы добраться от волжского причала и туристического комплекса “Город мастеров” до Музейного квартала, люди пользуются лестницей у памятника Александру Невскому. Также есть довольно пологий подъем слева от “Города мастеров”, выходящий к Поклонному камню на ул. Набережная Революции. Здесь всего в двух шагах стоят музеи “Дом графини Паниной” и “Терем русского самовара”. От берега Волги к Музейному кварталу можно не торопясь подняться по Малому Кировскому съезду. Он ведет с улицы Максима Горького к Городецкому краеведческому музею. Еще более столетия назад жители города благоустроили эту часть верхней набережной, перекинув через съезд т. н. “горбатый” мост – уникальный памятник инженерного искусства конца XIX века, который сегодня требует срочной реставрации.
Строительство фуникулера повлечет масштабные земляные и инженерные работы, которые нарушат сложившийся ландшафт – неотъемлемую особенность историко-архитектурной среды Городца. Сам фуникулер станет активным элементом речной панорамы в историческом центре, что грозит резко изменить веками сложившуюся атмосферу и дух места. Кроме того, Варыхановская гора находится на территории объекта культурного наследия федерального значения “Древнерусский город Городец” и сохранила ценный культурный слой XII–XIV вв., требующий проведения предусмотренных законом археологических исследований.
Городцу как центру туризма остро не хватает средств на реставрацию и достойное содержание объектов культурного наследия. Около двадцати из них нуждаются в безотлагательном ремонте. Более того, в Музейном квартале нет даже канализации!
И вместо решения неотложных задач чиновники предлагают строить фуникулер. Во сколько обойдется его содержание? На чьи плечи оно ляжет? Много ли туристов планируется на нем перевозить? Хотелось бы увидеть расчеты рентабельности данного объекта».
Автор петиции просит губернатора «дать указание о проведении открытых публичных слушаний» по вопросу строительства фуникулера в Городце.
«И если в бюджетах области и федерации есть сотни миллионов свободных рублей, будет лучше потратить их на то, что городу действительно необходимо в первую очередь», – говорится в заключение.
На конец недели 6 марта обращение уже подписали более 300 человек.
Губернатор, узнав о петиции, похоже, был обижен в лучших чувствах. Он даже не сдержался на встрече с бизнесом. «Мне сегодня принесли обращение против строительства фуникулера в Городце, – сказал он на Нижегородской ярмарке, общаясь к предпринимателям. – Я уже даже не знаю, у области есть устойчивое научное, промышленное сообщество, но есть и люди, которые всегда против… Не знаю, наверное, лучше ничего не делать, и это многих устроит». («Только не в этом зале», – было добавлено. – Ред.)
Очевидно, что в руководстве области просто не понимают, что 300 млн на фуникулер, который интересен, как яркий туробъект, и то только федеральным структурам и «подрядчикам кабинок», но местным.
А жители Городца, которые каждый день сталкиваются с плохой инфраструктурой, с «неблагоустройством», нехваткой того-сего, – они смотрят на все эти «неземные траты» как на выброшенные на ветер деньги.
Аналогичные настроения и в Нижнем Новгороде, здесь тоже есть столько мест и объектов для приложения федеральных средств, которые потом могли бы работать, а не простаивать пять месяцев в ожидании туристов. Но, видимо, у кого-то щи жидкие, у кого-то бисер мелок.
Федеральное финансирование, о котором говорил глава минимущества Сергей Баринов и на которое рассчитывает область, должно быть направлено на развитие туристической инфраструктуры, и, значит, чиновникам облправительства нужно более грамотно формулировать и составлять заявки для Ростуризма, чтобы не потерять деньги, которые планировалось получить под этот фуникулер в Городце.
Необходимость его мотивирована якобы требованиями комфортного подъема гостей и жителей с причала «на гору», к Музейному кварталу.
Хотя очевидно, что проект с подъемником оказался просто простым, более готовым для внесения его в федеральную заявку, чем проект канализации целого Музейного квартала. Эту документацию надо тщательно готовить, прорабатывать. Как часто это бывает, московские управленцы предпочитают более быстрый путь.