Какими стали итоги выборов в Нижегородской области для «Единой России»

Теперь трудно представить, что она проиграет выборы при низкой явке

Победа всех кандидатов от «Единой России» на довыборах в Думу Нижнего Новгорода и областное Законодательное собрание при явке в десять процентов свидетельствует, что эта партия имеет достаточно серьезное и наиболее устойчивое ядро электората, которое поддержит ее при любых условиях. Чем ниже падает явка, тем выше роль этого ядра.

До недавнего времени в России лидерами по численности такого стабильного электората были КПРФ и, на втором месте, ЛДПР. Но за последние несколько лет «Единая Россия» сформировала свое ядро. Можно назвать его «пропутинским большинством», можно как-то по-другому, суть не изменится. Думаю, оно составляет процентов двадцать всего населения. У коммунистов оно составляло около десяти процентов, что тоже очень много. У ЛДПР – процента четыре.

С точки зрения социологии именно поэтому «Единая Россия» и победила. При такой низкой явке и имея столь большое ядро, проиграть очень тяжело.

Фактически в выборах приняли участие только наиболее активные, наиболее политизированные, наиболее мобилизуемые избиратели, то есть то самое «ядро».

В обычной социально-политической жизни ядерный электорат – это 20–30 процентов всего населения, не больше. В этот раз в Нижегородской области на участки пришла треть этого ядра. И это говорит о том, что у «Единой России» ядерный электорат больше, чем у остальных политических партий.

Что касается причин низкой явки, то, во-первых, в нашем случае это были всего лишь довыборы, а они всегда вызывают меньший интерес, чем обычные выборы.

Во-вторых, политическая активность граждан имеет достаточно сложную структуру. Обычноа принято считать, что чем выше уровень социальной неудовлетворенности, тем выше и политическая активность. Это неправда.

Низкая политическая активность может быть связана как с высокой удовлетворенностью происходящим, так и с низкой. В нашем случае, скорее всего, дело в политической инертности. Люди считают, что их голос не изменит окружающую повседневную реальность, поэтому не видят смысла участвовать в выборах. Это связано не только с оценкой выборов, как процедуры политического влияния, но и с недооценкой роли в управлении тех органов власти, депутаты которых избирались.

Можно отметить состав кандидатов, с которым «Единая Россия» пошла на выборы в Нижнем Новгороде. То, что все это «общественники», это не местная инициатива, а федеральный тренд, связанный с тем, что впереди достаточно сложные парламентские и президентские выборы.

Сложность эта связана, условно, с ожиданием того, что «уходит Путин». Я абсолютно уверен в том, что Путин уйдет с должности Президента Российской Федерации – не из политики, но с конкретной должности. И в этом плане выборы президента будут выборами преемника. В этой ситуации нужна ставка на влияние ЛОМов – «лидеров общественного мнения».

«Единая Россия», впрочем, как и все партии, всегда старалась привлечь в свои ряды таких людей. Но, похоже, сегодня партия осознала свою ошибку, состоявшую в том, что основной акцент на выборах делала все же на промышленно-предпринимательские кадры, на работодателей – представителей различных предприятий, компаний и т. д., полагая, что как ресурс они важнее.

Сегодня акцент смещается в сторону общественно-политических активистов. Их привлечение к выборам – это элемент новой стратегии партии и часть общефедеральной стратегии.

При этом говорить, что такое изменение подхода обеспечило победу кандидатов от «Единой России», нужно с пониманием того, насколько весома эта победа.

50 процентов из пришедших на выборы 9,98 процента избирателей – это всего лишь пять (!) процентов поддержки. Если считать от ста процентов, это смешно. Но мы имеем то избирательное законодательство, которое имеем. К тому же оппоненты получили поддержку еще меньшую. А девяносто процентов населения эти довыборы вообще не интересовали – повторюсь, по очень неоднородным причинам – от жестко оппозиционных до вполне лояльных власти.

Низкая явка отчасти обусловлена и специфичным временем кампании. Значительная часть избирателей еще не вернулась из отпусков, а многие из них сочли выборы недостаточно значимыми, чтобы в хорошую погоду отказаться от поездки на дачу.

В ситуации, когда «у меня» ядерный электорат больше, чем у других партий, я не заинтересован в повышении явки – зачем мне это? При десяти процентах я выиграю, а повышу явку до тридцати, мало ли что произойдет – можно привлечь протестный электорат и получить отрицательный результат.

Поэтому технологически кампания «Единой России» была построена верно. А вот другие партии должны были привлечь дополнительный электорат на участки, но ничего для этого не сделали. Вообще ничего. Я живу в городе, слежу за политической жизнью – и я не видел предвыборной агитации. А представьте себе простого избирателя, который обращает внимание на политическую рекламу лишь «с десятого раза». Думаю, процентов семьдесят населения вообще не знало о том, что какие-то выборы проводятся.

Автор: Андрей Самсонов, научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 11 сентября 2019

Заголовок в газете: У «Единой России» появился свой ядерный электорат

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру