Почему власть не разговаривает с народом о внутренней политике

Был в советские времена такой жанр – политинформация. Вначале говорили о важном, но скучном: о решениях партийных пленумов по социально-экономическим вопросам. Зато потом переходили к менее значимому, но жутко интересному: к международной политике.

Почему власть не разговаривает с народом о внутренней политике

Сейчас бы сказали, что внимание людей очень профессионально переключали на внешнюю угрозу, чтобы на волне интереса к этой теме формировать правильное отношение к решениям власти по поводу зарплат, цен, увеличения выпуска продовольственных и промышленных товаров, борьбе с дефицитом (а ведь в те годы проблемой была не цена товаров и даже не их качество, а отсутствие товаров как таковых, пустые полки в магазинах, если кто забыл). Социально-экономическая тематика шла как бы на разогреве у темы «Откуда исходит угроза миру».

Сегодня в мире похожая ситуация. Снова заметны элементы холодной войны, снова введены санкции, снова раскручивается гонка вооружений, снова в локальных конфликтах, полыхнувших уже не только на Ближнем Востоке, гибнут люди. Нас опять призывают сплотиться перед лицом внешней угрозы. Нам опять намекают, что неплохо бы затянуть пояса ради укрепления обороноспособности. И самое интересное, что большинство из нас с этим согласны, а многие еще и говорят, что давно надо было проводить такой внешнеполитический курс.

Отличие же заключается в том, что власть сегодня оказалась совсем не готова разговаривать с народом о внутренней политике. Казалось бы, имея такую мощнейшую поддержку международного курса, какой сегодня обладает руководство страны, можно уверенно проводить в жизнь самые жесткие меры социально-экономического плана, принимать самые непопулярные решения во внутренней политике и спокойно говорить об этом с десятками миллионов простых россиян. Люди поймут, если им объяснить. Они готовы слушать. Вот только никто с ними нормально не разговаривает.

То есть власть посылает правильные сигналы с самого высокого уровня. Президент России взял на себя даже функцию объяснить людям причины и последствия повышения пенсионного возраста, хотя в нормальной политической системе разговаривать на эту тему с народом должен был уж никак не глава государства, а те вице-премьеры и министры, которые отвечают за социальную защиту и финансовую политику. Но в том-то и проблема, что кроме Путина, похоже, некому вести такой диалог.

Чиновники и депутаты, которые должны были без устали встречаться с людьми, разъясняя им решения власти и получая обратную связь, брать на себя труд и ответственность не хотят. А те, кто открывает рот, лучше бы смолчали. Вот одна высокопоставленная сотрудница регионального правительства заявляет, что на 3500 рублей можно прожить и что «макарошки» всегда стоят одинаково. А вот уже депутат решает поставить эксперимент и просуществовать месяц на эту сумму, но делает это крайне неудачно, то признавая, что жена и дети в опыте не участвуют, то вдруг пытаясь вызвать сочувствие откровением, что он перестал ходить по абонементу в тренажерный зал, потому что при скудном питании сил на это не остается. Сил, а не средств. Плата за абонемент, видимо, включена в три с половиной тысячи, потому что иначе получится, что депутат все-таки живет не совсем на эту сумму.

Нашелся и депутат, который заявил, что пенсию по возрасту вообще надо отменить, как и само понятие «пенсионный возраст». Мол, граждане должны сами в течение жизни копить деньги на старость, а когда здоровье закончится, пусть каждый сам решает, пахать и дальше или же проживать запасы.

Это примеры из других регионов, но мы тоже не остались в стороне от парада таких вот провокационных заявлений. У нас один министр доказывал депутатам, что повышение прожиточного минимума на два рубля – это все равно повышение и что это не издевательство, а просто методика такая.

Открою небольшой секрет. На протяжении нескольких лет группа нижегородских политологов и социологов убеждала власть в необходимости вести мониторинг протестных настроений в их динамике. Методику исследования взяли ту, которая была апробирована на Украине начиная с 2012 года. Удачное время для отработки мониторинга, поскольку буквально за полтора года соседняя страна разогрелась от относительного спокойствия до Майдана. Протестная инженерия расцвела за эти месяцы в Киеве во всей красе.

Так вот, в течение примерно пяти лет эта методика на нашей почве как-то не срабатывала, поскольку не было поводов для нагнетания недовольства и уровень клокотания страстей оставался близким к нижнему пределу. Летом и осенью 2018 года картина изменилась. Поводов для недовольства стало хоть отбавляй. И все же основные всплески роста значений показателей возмущения, как оказалось, спровоцированы не самими непопулярными мерами, а заявлениями чиновников и депутатов, отстаивающих эти меры.

Ох, надо бы власти освоить искусство разговора с людьми! А пока не научились, лучше уж просто молчать. Как в старой рекламе: иногда лучше жевать, чем говорить.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 7 ноября 2018

Заголовок в газете: Популярно о непопулярном

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру