Реорганизация комитетов в нижегородском парламенте: насколько эффективней станет работа

Заксобрание Нижегородской области шестого созыва возвращается к структуре прежнего созыва, когда комитетов было меньше, а аппарат имел более «бюджетные формы». С 1 сентября 2018 года в регпарламенте останется восемь комитетов вместо нынешних одиннадцати, функционал упраздняемых перераспределят, сокращение коснется, скорее всего, и персонала, говорят в руководстве ЗСНО.

Реорганизация комитетов в нижегородском парламенте: насколько эффективней станет работа
Фото: Евгений Алексеев

Что было и кто остался?

Постановление по упразднению четырех комитетов приняли на заседании 28 июня, проголосовав за 35 мандатами, но в жаркой дискуссии. Кроме того, коллеги «лишили» депутатских полномочий Александра Глушкова (находящегося в розыске) на основании собственноручного подписанного заявления, который принес его помощник. Еще один депутат, председатель комитета Валерий Осокин, по личному желанию решил оставить работу в ЗСНО на профессиональной основе. Его комитет по госвласти также ликвидируют.

Пока еще в ЗСНО действуют 11 комитетов: по бюджету и налогам, по экономике и промышленности, по развитию предпринимательства, торговли и туризма, по транспорту и дорожному хозяйству, по агропромышленному комплексу, по имущественным и земельным отношениям, по социальным вопросам, по вопросам государственной власти области и местного самоуправления, по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, по экологии и природопользованию, по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества.

Упраздняются: комитет по развитию предпринимательства, торговли и туризма, (председатель – Александр Бочкарев, сейчас находится под домашним арестом по уголовному делу); комитет по имущественным и земельным отношениям (Андрей Тарасов). Комитет по вопросам государственной власти и местного самоуправления (Валерий Осокин) «объединяется» с комитетом по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества (председатель – Дмитрий Малухин) и будет называться комитет по госвласти, местному самоуправлению и регламенту. Полномочия других перераспределяются.

В комитет по экономике и промышленности (сейчас возглавляет Олег Лавричев) добавляются вопросы развития предпринимательства, торговли и туризма. В его ведение также войдут вопросы имущественных отношений.

В комитет по АПК (Игорь Тюрин) отдают вопросы сельхозземель (из комитета по имуществу), а «земли поселений, муниципалитетов» – это другая нормативная база – отнесены в комитет по градостроительству и ЖКХ (Олег Шавин).

Оптимизировали «под ковром»

Разговоры о реформе в Заксобрании ходили давно, но официально ее никто не подтверждал. И только в последние месяц-два тему стали обговаривать на фракции «единороссов», которая обычно проходит в закрытом для СМИ режиме.

Против такого подхода и самого решения на пленарном заседании выступил депутат Юрий Лебедев, заявив, что вопрос не в количестве комитетов, а в том, что депутаты должны работать эффективнее – формировать повестку, выступать с законодательными инициативами, откликаться на нужды жителей, ставить проблемы. Он также «вынес на публику» то, что озвучивалось и проговаривалось на фракции, сказав, что подготовка к реорганизации велась кулуарно. По его мнению, нужно проверить правомерность этой реформы, насколько она соответствует уставу и регламенту ЗСНО, – поскольку обычно комитеты формируются на весь срок полномочий депутатского корпуса. «Прошу органы прокуратуры обратить внимание на этот вопрос», – добавил Юрий Лебедев.

«Вся эта история – с душком, – продолжил депутат и бывший мэр Нижнего Новгорода, – эту идею на фракции месяца полтора-два назад ни с того ни с сего вдруг предложили и поддержали Александр Шаронов и Дмитрий Малухин. И председатель сказал: “Если даете поручение – я все рассмотрю!” Тут у меня закралось подозрение, что здесь что-то нечисто. Думаю, не политика ли здесь замешана? Оказалось, что – да. Накануне, перед заседанием, на фракции так и сказали, что это политическое решение».

А ранее, по словам Юрия Лебедева, у председателя Заксобрания Евгения Лебедева состоялась закрытая встреча с рядом депутатов, на которой обсуждалась реорганизация. Подобный подход, по словам парламентария, неприемлем, так как все народные избранники равны между собой, а реформу можно расценивать как развал Заксобрания.

После такого «разоблачения» на Юрия Лебедева обрушились некоторые коллеги с упреками в разглашении вопросов, не предназначенных для посторонних ушей, и в целом за то, что он спровоцировал дискуссию.

«А что, фракция – это масонская ложа? – поинтересовался Юрий Лебедев. – Мы что, давали подписку о неразглашении? А почему этого не должны знать наши избиратели, которых эти темы напрямую касаются? Тем более что депутаты, которые входят во фракцию, не обязательно должны иметь партийную прописку».

Кроме того, Юрия Лебедева смущает скорость принятия решений и глубина обсуждения повестки на «пленарке». «Если мы сейчас проголосуем за этот вопрос, то мы установим с вами рекорд – закончим заседание за 55 минут, – указал экс-мэр Нижнего Новгорода. – Такого, мне кажется, никогда не было».

Председатель бюджетного комитета Александр Шаронов ответил Лебедеву, что правовое управление к законопроекту замечаний не имеет: «А про “наплевательство на устав” – это ваше личное мнение. У нас есть заключение правового управления на этот счет. И это не развал Заксобрания, а наоборот. Одиннадцать комитетов – это лишнее».

После взаимного «обмена любезностями» ответственным лицам пришлось все же рассказывать, где и почему родилась инициатива реорганизации. По словам выступающих – во фракции «Единой России» по предложению спикера регионального парламента. Правда, сам председатель ЗСНО Евгений Лебедев на заседании не присутствовал, поскольку был вызван в Москву на совещание по пенсионной реформе. Свои полномочия он передал заместителю Александру Табачникову, который протранслировал нужную информацию.

Недозагруженность и раздутый аппарат

«Мы отработали достаточно долгий период, по результатам которого можно уже сделать выводы о работоспособности и загруженности тех или иных комитетов работой, – объяснял зампред. – Был выявлен ряд проблем, связанных с тем, что из-за большого количества комитетов депутаты, желающие принять участие в работе по тем или иным вопросам не могут этого сделать».

По словам Табачникова, в течение июля–августа депутаты подадут заявки на вступление в тот или иной комитет. «После формирования комитетов на следующем заседании собрания комитеты соберутся и изберут председателей», – сказал он.

Александр Шаронов отметил, что изменения в структуре аппарата ЗСНО позволят оптимизировать расходы на содержание Заксобрания, а главным фактором в пользу реорганизации стала «недозагруженность» отдельных комитетов.

«Мы требуем от областного правительства, чтобы эффективно и рачительно использовались бюджетные деньги, в том числе чтобы сокращались расходы на госуправление. Надо начинать с себя – это абсолютно оправданный и разумный подход. Полтора года назад мы попробовали увеличить число комитетов с восьми до одиннадцати, а затем появились проблемы с явкой и с кворумом на заседаниях комитетов, – резюмировал Александр Шаронов. – Кроме того, аппарат оказался раздутым. Сегодня задали вопрос – 160 человек в аппарате, потому что деятельность каждого комитета надо обеспечивать. Но и деньги бюджетные нужно экономить, поэтому нужна работа по оптимизации».

Ряд депутатов действительно настаивали на сокращении аппарата, персонала и служебных машин, закрепленных за председателями комитетов.

Депутат Владимир Буланов на основе собственного прошлого опыта считает, что у председателей комитетов действительно много свободного времени, к тому же «зачем председателю, обычно человеку небедному, еще и служебная машина?».

«На штате сотрудников изменения, скорее всего, отразятся. Мы исходим из того, что максимальное количество работников аппарата, достойно проявивших себя в работе, постараемся сохранить, чтобы не резать по живому», – заметил Александр Табачников.

Однако все вышеназванные, безусловно, разумные доводы не решают проблему посещения заседаний комитетов и активного участия в работе парламента, его роли в системе региональной власти как органа, представляющего избирателей, жителей Нижегородской области. Редко ставятся и выносятся на комитеты действительно острые вопросы, по которым жители требуют решения.

Сюжет:

Пенсионная реформа

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 4 июля 2018

Заголовок в газете: Восемь вместо «барабанных палочек»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру