Имя Бориса Бланка стало известно зрителям после его дебютной работы, как художника-постановщика, в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». После этого он работал еще в 60 фильмах, среди которых такие знаменитые картины, как «Мой ласковый и нежный зверь», «Розыгрыш» и другие.
С 1990 года Бланк заявляет о себе, как режиссер, а в 2006 году он начал экранизировать Максима Горького. К нашему знаменитому земляку у него особое отношение, поэтому он сразу и согласился приехать на фестиваль.
- Есть только два имени в русской драматургии, которых я ценю очень высоко – это Горький и Островский, - начал свое выступление Борис Бланк. - Вы спросите, а как же Гоголь? Отвечу: «Гоголя нужно читать. Он блестящий литератор. Но когда его начинают ставить, то это получается маскообразно».
Вы спросите: «А как же Чехов?». А здесь я согласен с Львом Толстым, который однажды сказал Чехову, что Шекспира он терпеть не может, но чеховские пьесы еще хуже. Но при этом я скажу вам, что в прозе есть только два имени, выше которых нет никого, – это Мопассан и Чехов. Как у драматурга у Чехова есть только «Дядя Ваня». Остальные его пьесы, на мой взгляд, чуть кокетливые, чуть чудные… Но в прозе - он лучший в мире. Никто не может больше писать так кратко, человечно, элегантно и изящно.
На протяжении всего выступления Бланк не жалел эпитетов для Горького, так как, по его словам, такой емкой афористичности ни у кого из драматургов больше не встречается: «Это абсолютный Шекспир», «Горький - это перевод Ветхого завета на язык русской драматургии».
На фестивале также демонстрировался фильм, в котором Борис Бланк выступил художником-постановщиком «Без солнца» по пьесе горького «На дне». Когда режиссер и сценарист Юлий Карасик объяснял, почему его фильм так называется, он говорил:
- «Без солнца“ – первое название, которое сам Горький дал своей пьесе и которое наиболее соответствует ее сути. Ибо это произведение не о «дне» и его людях, а о неистребимом, страстном стремлении людей из тьмы к свету, к солнцу.