Ущерб от аварии в городе химиков до сих пор уточняется

Взрывам в Дзержинске на территории ГосНИИ «Кристалл» исполнилось два года

В сентябре в Арбитражном суде Нижегородской области возобновляется слушание по крупнейшему иску к институту – на миллиард рублей – от соседнего предприятия – завода имени Свердлова. Рассмотрение было приостановлено до получения заключения экспертов, сейчас документация готова и предоставлена в суд.

Взрывам в Дзержинске на территории ГосНИИ «Кристалл» исполнилось два года
После взрыва работали спасатели. Фото Евгения Алексеева

Ранее ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» уточнило свои требования к ответчику – АО «Государственный научно исследовательский институт “Кристалл”«, повысив сумму взыскания материального ущерба с 778 млн до 1,073 млрд рублей. Суд с учетом мнения сторон и компетенций поручил проведение судебной экспертизы АО «СоюзпромНИИпроект» (Москва), истец оплатил ее стоимость.

Напомним, 1 июня 2019 года около 12.00 на территории склада хранения взрывчатых веществ и готовых специальных изделий АО «ГосНИИ “Кристалл”» («Площадка производства ВМ», 1-го класса опасности) произошла серия взрывов, вызвавших разрушения и повреждения зданий и сооружений, а также транспортных средств на окружающей территории. Погибших не было, пострадало 89 человек, из них в медицинские учреждения госпитализировали 18 человек.

Кроме этого, ударной волной и вторичными поражающими элементами, по данным прокуратуры, было повреждено 119 зданий производственного, административного, складского и вспомогательного назначения, эстакады и коммуникации предприятия. В частности, нанесены повреждения соседним производственно-складским сооружениям завода имени Я.М. Свердлова и АО «ГосНИИмаш». Официально было объявлено, что причиной взрыва стала аварийная ситуация во время выгрузки взрывчатой смеси из смесителя.

Следователи возбудили уголовное дело по нарушению требований промышленной безопасности, сообщало СУ СК России по Нижегородской области (в частности, дело вел следователь первого следственного отделения первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Нижегородской области. Однако в каком оно состоянии сейчас и где находится – достоверной информации нет).

Для проведения технического расследования была создана комиссия Волжско-Окского управления Ростехнадзора. В акте технического расследования сказано в точной формулировке: «Неконтролируемый взрыв ВВ и ВМ (взрывчатых веществ и материалов) внутри складов от детонационного воздействия, вызванного взрывом изделий, хранившихся на открытых площадках внутри обвалования складов, в общей сумме 370 штук (ОФЗАБ-500 осколочно-фугасно-зажигательная авиационная бомба и ФУГА), мощность в тротиловом эквиваленте составила около 230 тонн».

Среди организационных предпосылок к аварии названы в том числе «складирование изделий ОФЗАБ и ФУГА на открытой площадке, не предусмотренное проектной документацией»; «необеспечение своевременного вывоза готовых изделий, что привело к накоплению на территории АО “ГосНИИ «Кристалл»” изделий ФУГА и ОФЗАБ в количестве, превышающем нормы безопасности хранения ВВ и ВМ, и другие. Фактическая загрузка складов взрывчатыми материалами и не окончательно снаряженными изделиями ОФЗАБ и ФУГА превышала расчетную норму, установленную проектной документацией и расчетами». А также нарушения федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» и «Правил устройства предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических средств и составов, средств инициирования и военной техники на их основе»; не выполнены требования безопасности для площадки открытого размещения.

АО «ГосНИИ “Кристалл”» застраховал свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте) у АО «СОГАЗ», в том числе в отношении опасного объекта – площадки производства ВМ – страховая сумма составила 10 000 000 руб.

Судебная экспертиза, из-за которой разбирательство в арбитраже было приостановлено, должна была четко ответить на следующий вопрос: какие повреждения зданий возникли именно в результате действия взрывной волны (сколько зданий и сооружений было разрушено), и уже с учетом этого ответа определить стоимость устранения повреждений.

Еще одно предприятие – АО «ГосНИИмаш» – также заявило требования к АО «ГосНИИ “Кристалл”» о взыскании 223 046 002 рублей материального ущерба, но рассматривается вопрос о заключении мирового соглашения, говорится в материалах арбитража.

Сотрудникам, которые пострадали при взрывах, пришлось лечиться, восстанавливать здоровье, некоторые судились, потому что возмещение и компенсации морального вреда показались им недостаточными. Но в большинстве разбирательств суды не нашли оснований для увеличения выплат. К чести института надо отметить – всем пострадавшим были выплачены утраченные заработки, со всеми пытались договориться миром.

Из человеческих историй (на основании материалов судебного процесса): один из пострадавших – А. М., мастер цеха по выпуску спецпродукции и продукции промышленного назначения с использованием взрывчатых веществ, находился в тот день, 1 июня, на рабочем месте в АО «ГосНИИмаш» (соседнее предприятие). После первого взрыва, прогремевшего в АО «ГосНИИ» “Кристалл”», все работники цеха, включая его, «в целях безопасности были вынуждены упасть на пол». «Падая, истец ударился головой о пол. В этот момент прогремел еще один взрыв», – говорится в исковом заявлении. Позже А. М. был госпитализирован с диагнозом «сотрясение головного мозга». Во время осмотра наблюдался «грубый тремор рук, поставлен диагноз: «пневмотравма, острая психовегетативная реакция на стресс». В медзаключении сказано, что «причинен легкий вред здоровью». Но десять дней А. М. находился на стационарном лечении, затем выписан на амбулаторное лечение с диагнозом «гипертонический криз» и направлен на дальнейшее лечение к неврологу в связи с сохраняющимися головокружениями».

В суде он просил взыскать с АО «ГосНИИ “Кристалл”» утраченный заработок в размере 54 065 рублей и компенсацию морального вреда в размере 500 тысяч рублей. Заработок ему присудили, а компенсацию морального вреда определили в размере 30 тысяч рублей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 15 сентября 2021

Заголовок в газете: Посчитать разрушения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру