Компания из Заволжья попросила поддержки у властей региона

Продолжение получила история мебельного производства в Заволжье

Продолжение получила история мебельного производства в Заволжье

«Ни о каком разорении “ЮТА” речь не идет», – заверил журналистов Айрат Ахметшин, руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области.

Началось с изъятия серверов

В тот день, 16 марта, в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялась встреча руководителя СУ СК РФ по Нижегородской области Айрата Ахметшина с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павлом Солодким и общественными бизнес-объединениями. Было подписано соглашение о взаимодействии и порядке обмена информацией между бизнес-омбудсменом и СУСК.

Напомним, мебельной компании из Заволжья с числом сотрудников около 700 человек по результатам налоговой проверки была доначислена крупная сумма налогов, и ее руководитель Александр Лебедев публично попросил «защиты» или хотя бы справедливого разбирательства на встрече нижегородского губернатора с предпринимателями.

«Компании 20 лет. Начинали в голом поле. Сейчас идут резонансные дела по так называемому “дроблению бизнеса”, и к нам такая “фишка” в 2018 году прилетела, – рассказал Александр Лебедев на встрече с губернатором. – Приехали и к нам, устроили “маски-шоу”. Красиво было… всех напугали, забрали серверы и ушли. Производство практически встало на несколько дней, и, в общем, ничего другого не остается, как банкротство».

Глеб Никитин, отметив, что законы нужно соблюдать и налоги платить, все же добавил, что «ЮТА» нам потерять нельзя ни в коем случае, и поручил разобраться.

Но сразу вслед за этим СУ СК по Нижегородской области сообщило, что 12 марта следователями совместно с оперативными сотрудниками ГУ МВД РФ по Нижегородской области были проведены обыски в офисных помещениях указанной организации («ЮТА». – Ред.), а также в жилищах сотрудников с целью обнаружения и изъятия предметов, документов, представляющих интерес для расследования уголовного дела.

Кроме того, было особо отмечено, что проводится «весь комплекс следственных действий, направленный на возмещение в бюджетную систему государства налоговой задолженности».

Уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в организации в особо крупном размере), было возбуждено третьим отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Нижегородской области.

По версии следствия, «руководством ООО “ЮТА”, осуществляющего деятельность по производству мебели в Нижегородской области, создана схема минимизации налоговых обязательств путем искусственного “дробления бизнеса”. В результате таких действий в 2015–2016 годах руководством ООО “ЮТА” не уплачены налоги на общую сумму свыше 80 млн рублей. Расследование уголовного дела продолжается» (конец цитаты). И, отметим, был заблокирован счет организации.

Руководитель УФНС Виктор Большаков пояснял, что это не дробление бизнеса, как в быту это называют, а «необоснованное использование специальных налоговых режимов». По его мнению, микропредприятие, «сидящее на упрощенке», но выросшее общим числом сотрудников до 700 человек, необоснованно использует схемы получения преференций.

«И даже после предъявления претензий ничто не поменяло в их организации бизнеса», – добавил он.

Будем разбираться

Главный следователь Ахметшин, около двух месяцев назад назначенный в Нижегородскую область из Кировской области, рассказал, что не смог участвовать во встрече губернатора Глеба Никитина с предпринимательским сообществом, потому что был тогда на коллегии в Москве.

«Я еще не так глубоко погружен в местные дела, – заявил Ахметшин. – Но теперь я лично изучу материалы уголовного дела, и мы примем законное и справедливое решение».

Между СУ СК РФ по Нижегородской области и бизнес-омбудсменом было заключено соглашение о порядке взаимодействия по вопросам соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, повышения эффективности их защиты, совершенствования нормативно-правовой базы.

И в тот же день, как рассказал Павел Солодкий, прошла встреча главы УФНС Виктора Большакова с участием Александра Лебедева, первого замгубернатора Евгения Люлина и известного аудитора Татьяны Лобовой, теперь еще и общественного помощника бизнес-омбудсмена, и замгубернатора Дмитрия Краснова, на которой договорились рассмотреть, насколько правильно и обоснованно были сделаны доначисления в адрес этой компании.

Второе, на что указал и Ахметшин, назначена судебно-экономическая экспертиза по «ЮТА» – по вопросу правомерности доначислений.

А то, что были проведены обыски и выемки, это, по его словам, обычная процедура, в рамках следственных действий. «Изъятые документы, возможно, помогут нам во время судебной экспертизы и в целом для анализа деятельности компании. И обыски, и выемка – это все прописано в уголовно-процессуальном законодательстве». Ничего страшного не происходит. – отметил он. Назначена судэкспертиза, и мы ждем заключения. Мы разобрались бы и без этого обращения к губернатору», – заключил глава СУ СК по Нижегородской области.

С ним согласен и Павел Солодкий. «Обыски и выемка – это нормальная процедура, – считает он.– Сейчас решается вопрос о разблокировке счета (на это тоже нужно было специальное обращение). По выставленной сумме – понятно, но предстоит разбираться еще и по следующим годам, по которым срок давности по взысканию еще не истек и можно что-то поправить. Он (руководитель фабрики. – Ред.) как упрощенец платил региональные налоги, но есть еще федеральные суммы, которые были начислены налоговой службой. Эксперты ТПП готовят документы, где будет отражена позиция “ЮТА”». Все должно решаться в арбитражном суде, где рассматривается иск налоговой.

(По последним данным, со слов Солодкого, на 18 марта счет предприятия должен быть уже разблокирован, и хотелось бы надеяться на мирное решение спора. – Ред.)

Ахметшин при подписании соглашения отметил, что одной из задач, стоящих перед следственными органами, является обеспечение защиты конституционных гарантий свободной экономической деятельности законопослушных предпринимателей. Он рассказал о работе, которая проводится следственным управлением в сфере обеспечения защиты прав предпринимательского сообщества, на примерах уголовных дел, находящихся в производстве следователей регионального Следственного комитета. Планируется, что не реже одного раза в месяц будут проходить встречи главы СУ СК и уполномоченного. Поступающие жалобы и обращения обещано рассматривать в кратчайшие сроки. Кроме того, составлен график совместных выездов для приема граждан.

В ближайшее время совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Нижегородской области будут проводиться личные приемы предпринимателей с целью защиты их нарушенных прав.

Ахметшин рассказал, что за 2019 год и начало 2020-го возбуждены 15 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности), четыре из них уже направлены в суд.

Чек пробили только налоговикам

Павел Солодкий выразил пожелания предпринимателей, вовлеченных в процесс уголовного судопроизводства, чтобы их не преследовали по делам о неуплате налогов до окончательного решения в судебной инстанции. Однако дела возбуждаются не только по материалам налоговой службы, но и по оперативным материалам УБЭП.

Также Солодкий убеждал, что все (и государство, и силовые фискальные службы. – Ред.) должны быть заинтересованы в том, чтобы не содрать налоги любым способом, а побудить бизнес, достигший определенных оборотов, отказаться от упрощенного налогообложения.

Татьяна Лобова обратила внимание, что иногда СУ СК подается чересчур поспешная информация, когда еще даже предприниматель (организация) официально не знает о предъявленных обвинениях и выставленных суммах, а следствие на сайте уже обнародует информацию об уголовном преследовании. «Банки и партнеры очень чувствительно реагируют на такую информацию, – пояснила Лобова, – а обыски и выемки документов предприниматели воспринимают как инструмент устрашения. При этом бывает, что по мере рассмотрения в арбитражных судах сумма доначислений меняется и уменьшается в разы, но уголовное преследование продолжает действовать исходя из ранее заявленных претензий».

Кроме того, помощник бизнес-омбудсмена высказала пожелание, чтобы к работе привлекались эксперты, которые могут дать более точную оценку по конкретной ситуации с учетом отраслевых особенностей.

«Но нужно все-таки различать, где заканчивается вполне законная оптимизация затрат и начинается действительно уход от налогов, – призвал Павел Солодкий, – и стимулировать предпринимателей выходить из тени. Но нужно и сохранять рабочие места, особенно в небольших муниципалитетах, где работодателей мало». И, сославшись на главу УФНС Виктора Большакова, он рассказал, как порой примитивно действуют и предприниматели. Речь идет о известном нижегородском ресторане (который должен был перейти на онлайн-кассы. – Ред.), где за весь декабрь был пробит всего один чек, и то тогда, когда ресторан обслуживал сотрудников ведомства, которые там отмечали Новый год.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2020

Заголовок в газете: Искусственное «дробление» или уничтожение бизнеса. Как не допустить?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру