Причина массового отравления в бассейне в Нижнем опять не установлена

Причина массового отравления в бассейне в Нижнем опять не установлена
Фото pixabay.com

Прошло девять месяцев с того момента, когда в бассейне клуба Gold's Fitness в отеле Hampton by Hilton в Нижнем Новгороде отравились посетители, в том числе дети. Напомним, ЧП произошло 6 февраля и вызвало большой резонанс в СМИ, руководстве области, контролирующих и надзирающих органах.

«Дело» на контроле?

Сразу было возбуждено уголовное дело по признакам ч. 1. ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Но прошло несколько месяцев, и выяснилось, что уголовное дело уже закрыто. Бассейн возобновил работу еще в апреле, кому-то из пострадавших выплачены компенсации за ущерб здоровью по гражданским искам.

Однако, как считает отец одного тяжело пострадавшего мальчика, настоящая причина произошедшего не установлена, есть серьезный повод сомневаться, насколько безопасно функционирует система этих услуг.

«Когда мне позвонили, я приехал и увидел сына без сознания, почти синим. Два дня он был в реанимации, и последствия мы видим и переживаем до сих пор, – рассказывает Юрий Евдокимов. – Не знаю пройдут ли они вообще. Двое детей было тяжелых. Всего пострадавших – около 10 человек. Мы не сразу поняли, что произошло, чем отравились. Первая мысль, что это – хлор. Но пострадавшие говорили о странном запахе перед отравлением и что это не был запах хлора».

Главный врач Нижегородской областной детской клинической больницы Олег Кадников тогда говорил: «При отравлении хлором любые ситуации рассматриваются как тяжелые и сверхтяжелые, поэтому любая госпитализация в реанимационное отделение может быть продиктована не только тяжелым состоянием, но и заботой о том, чтобы они не наступили – эти тяжелые состояния. Им (пострадавшим. – Ред.) угрожает отравление клеток центральной нервной системы, после возврата назад нет, то есть это деградация ребенка как социального объекта, то есть это снижение его умственных способностей, снижение способностей к обучению, адаптации в обществе, и второе – это могут быть заболевания, связанные с дыхательной системой».

Это не хлор

Если это был не хлор, то остается только одно – формальдегид. Почти через пять часов после случившегося Роспотребнадзор взял анализ воды в разных чашах бассейна: хлор – почти в норме, но везде обнаружилось превышение гигиенического норматива формальдегида – от 1,9 до 18 раз. «С результатами данной экспертизы многие потерпевшие не ознакомлены до сих пор, – говорит Юрий. – Это газ без цвета, с резким запахом. Формальдегид входит в основной список канцерогенов, ему присвоен первый класс опасности».

Справка:

Смертельная доза 40%-го водного раствора формальдегида (формалина) составляет 10—50 г. При остром ингаляционном отравлении: конъюнктивит, острый бронхит, вплоть до отека легких. Постепенно нарастают признаки поражения центральной нервной системы (головокружение, чувство страха, шаткая походка, судороги).

Формальдегид разрушает иммунную систему, способствует уменьшению лимфоцитов и иммуноглобулина А. Он оказывает канцерогенное действие на плод беременной, убивает нервные ткани. Попадая в кровоток, он соединяется с белками, синтезируя токсичную муравьиную кислоту.

Одна из особенностей формальдегидного воздействия заключается в том, что при систематическом воздействии яда восприимчивость к нему усиливается.

Тогда, по результатам проверки, Роспотребнадзор приостановил деятельность бассейна. В ходе следствия проводились экспертизы насоса-дозатора химических реагентов и непосредственно самих химических реагентов, добавлявшихся в воду бассейна. Экспертиза установила, что оборудование исправно, химия соответствует нормам и требованиям.

В деле есть пояснения Антропова А., представителя ООО «Темп» (которое оказывает услуги под брендом Gold's Fitness), что тогда «произошло отключение насоса циркуляции воды», но с насосом дозации реагентов все было в порядке, показания на приборе были в норме». И вообще «ранее происшествий, способных причинить вред здоровью, не было, система функционировала всегда нормально, не было случаев неисправности в работе», а «монтажом занималась специализированная организация».

То есть причина произошедшего в том, что просто внезапно выключился насос, качающий воду в бассейне? Это по меньшей мере несерьезно, поскольку формальдегид образуется по другим причинам и в таком количестве – в течение длительного времени, в том числе и «благодаря хлорированию».

Все здоровы, все свободны?

Судебно-медицинская экспертиза пострадавших была закончена 7 августа. Основываясь на том, что дети провели в стационаре больницы менее 21 дня, экспертом был сделан вывод, что здоровью потерпевших был причинен вред легкой тяжести. На вопросы о том, мог ли организм самостоятельно, без оказанной медицинской помощи полностью восстановиться, и о том, к каким последствиям могло привести длительное нахождение ребенка в воде с превышением содержания хлора и формальдегида, эксперт не ответил.

В апреле бассейн открыли по решению суда. Из оборудования был заменен лишь насос-дозатор, по которому производилась экспертиза. Но так как этот насос был исправен, получается, что причина не могла быть устранена его заменой.

16 августа ходе расследования уголовного дела следователем СУСК Нижегородского района Нижнего Новгорода были выявлены признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 124 (неоказание помощи больному), 125 (оставление в опасности) и 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил) УК РФ, но проверка по данным фактам началась только 11 октября.

28 августа следователем выносится постановление о прекращении уголовного дела, возбужденного по факту отравления посетителей бассейна Gold Fitness 6 февраля 2019 года по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ. Основание для этого – постановление пленума Верховного суда от 25 июня 2019 г. № 18 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации», которое гласит: по смыслу закона уголовная ответственность по части 1 или по пунктам «а», «б» части 2 статьи 238 УК РФ наступает при условии, что опасность товаров, продукции, работ или услуг для жизни или здоровья человека является реальной.

А поскольку, как сказано в материалах дела, «следствие не установило, что услуги, которые оказывались в бассейне, могли привести к нанесению тяжкого вреда здоровью», дело подлежит закрытию.

Хотя если толковать постановление буквально, то речь идет не о фактическом причинении вреда здоровью оказанием услуги ненадлежащего качества, а о том, к каким последствиям могло привести такое оказание услуг. Но следователя это не смутило, и постановление было вынесено в кратчайшие сроки. Основой также стало то, что согласно заключению судебно-медицинской экспертизы пострадавшим был причинен легкий вред здоровью – «кратковременное пребывание в воде, где был превышен норматив содержания формальдегида, не представляло реальную опасность нанесения тяжкого вреда здоровью».

Однако при хроническом (регулярном) отравлении формальдегидом значительно повышается риск онкологических заболеваний. Сколько для этого нужно дышать этой отравой в малых дозах – в материалах следствия не поясняется.

Откуда же взялся формальдегид?

По сути, обстоятельства, из-за которых произошло отравление, до сих пор не установлены, причина образования формальдегида в воде бассейна не найдена. Не было проверено соответствие установленного в бассейне оборудования проектно-технической документации и требованиям СанПиН. Не исследован вопрос опасности для здоровья человека при отравлении формальдегидом и хлором. Хотя есть научные обоснования того, что при очистке воды хлором в ней может образовываться, накапливаться формальдегид (особенно если применяется рециклинговая система подачи воды), поэтому согласно требованиям СанПиН необходимо регулярно производить долив и смену воды в закрытых бассейнах.

В деле есть показания технического директора о том, что «подача воды в систему бассейна осуществляется при первом заполнении (один раз в течение года) из системы городского водоснабжения». «Далее подача воды происходит через систему водоподготовки, очистки (включая ультрафиолет) путем рециркуляции» (материалы дела).

Химик, привлеченный следствием, также утверждает, что ему неизвестно о возможности появления формальдегида в воде бассейна, но зарубежные ученые (в частности, польские, а также отечественные специализированные компании) подробно, детально описывают эту проблему (см. выдержку из исследований польских ученых).

Врез

Эксперты советуют – не жалеть чистой воды

Выдержка с сайта xenozone.ru, по материалам ИТЦ «Комплексные исследования»:

В России содержание формальдегида в воде бассейнов нормируется СанПиНом, его ПДК составляет 0,05 мг/л, но этот параметр контролируется только при использовании для дезинфекции метода озонирования.

Между тем исследования ученых университета Мицкевича (г. Познань, Польша) на тему «Формирование альдегидов в питьевой воде в процессе озонирования и хлорирования» говорят о том, что формальдегид образуется как при хлорировании, так и при озонировании. На концентрацию альдегидов в обработанной воде при хлорировании влияет время воздействия – чем дольше протекает реакция, тем больше альдегидов: через 48 часов рост концентрации альдегидов составил 40–120%. В этом случае преимущество хлора в способности обеспечить длительное последействие в чаше бассейна оборачивается его недостатком, так как, находясь в чаше, он служит источником формирования альдегидов.

На вероятность его формирования в большей степени влияют состав исходной воды и природа примесей. Доля формальдегида в общем количестве альдегидов как до, так и после дезинфекции составляет 60%. При хлорировании альдегидов формируется на 40–100% больше по сравнению с озонированием. И наибольшее влияние на концентрацию альдегидов оказывает время взаимодействия – длительное сохранение хлора в чаше бассейна приводит к росту их концентрации вплоть до 120% в течение 48 часов.

Локальной мерой – что делать с формальдегидом в бассейне – может стать разбавление чистой водой до достижения нормативных показателей формальдегида. Если же проблема носит системный характер, нужно проанализировать, насколько режим эксплуатации и обработки воды бассейна соответствует установленным требованиям, и в случае необходимости внести изменения. Также стоит усилить контроль за соблюдением купальщиками личной гигиены –этот фактор позволяет снизить количество привнесенной органики вплоть до 30%, а это напрямую влияет на количество образующихся побочных продуктов (в том числе и формальдегида).

Продукты реакции хлора с компонентами мочи и пота – азотистыми соединениями по своей природе – вполне могут привести к образованию формальдегида при нарушении условий эксплуатации бассейна. Но измерялся ли этот показатель во время эксплуатации бассейна?

Возможно все посетители бассейна травились в малых дозах на протяжении неустановленного времени. Дети сработали как лакмусовая бумажка при условии резкого увеличения содержания яда в воде.

Так, может быть, нужно не экономить на воде из городской водопроводной системы, а чаще полностью менять воду в бассейнах? Эксплуатацией, водоподготовкой и водоочисткой всей системы бассейнов, как говорится в материалах дела, занимается ООО «Темп». И, насколько, нам известно, вопрос платы за водоснабжение и водоотведение для данного «потребителя» стоит очень остро. Вода – это дорого.

Между тем у детей кроме физического вреда здоровью, который не поддается анализу (последствия отложены во времени), также наблюдаются психологические проблемы. Они стали бояться воды, появились проблемы со сном. В деле есть соответствующие заключения психолога, но эти обстоятельства не принимаются во внимание.

Уголовное дело прекратили тихо, не уведомив об этом никого из пострадавших, они узнали об этом случайно.

Юрий, отец ребенка, пострадавшего в результате отравления, обратился в прокуратуру с жалобой на бездействие следственных органов и несогласием с постановлением о прекращении уголовного дела, но, по мнению заместителя прокурора Нижегородского района В.М. Митюрина, оснований для отмены постановления о прекращении уголовного дела им не усматривается.

Срок привлечения к уголовной ответственности по преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 238 УК РФ, составляет 24 месяца, 9 из которых уже прошло.

Пострадавшие хотят добиться справедливости – чтобы было проведено надлежащее расследование – и намерены обратиться в Генпрокуратуру РФ.

Без установления причин произошедшего невозможно гарантировать безопасность посетителей этого бассейна.

«МК в НН» направил в управляющую компанию Gold's Fitness вопрос о том, что же все-таки могло стать причиной массового отравления посетителей и какие выводы были сделаны из происшествия.

Ответ получен.

«Следственный комитет на сегодняшний день не дал нам никакой информации о возможных причинах произошедшего случая в феврале 2019 года в бассейне Gold's Fitness, - сообщил руководитель организации Антропов А.В. - Со своей стороны, мы провели комплекс мер для дополнительной безопасности посещения бассейна. Установлена сигнализация с оповещением уполномоченных лиц: технического директора, дежурных инженеров, администрации клуба о малейших изменениях в работе системы водоподготовки бассейнов. Заключен договор с организацией, которая регулярно проводит независимый контроль за оборудованием водоподготовки. Бассейн посещать можно. Все анализы воды соответствуют  Сан.Пин. Угрозы безопасности нет».

Однако, добавим, от редакции, как было сказано выше, нужно мерять непосредственно уровень формальдегида и чаще обновлять воду в бассейнах.

Елена КОЛОСОВА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 13 ноября 2019

Заголовок в газете: Просто отключился насос циркуляции?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру