В Нижегородской области мошенники все чаще действуют дистанционно

Блокируйте счета и звоните в банк, а не мошенникам

Цифровыми сегодня становятся не только технологии, но и жулики, они все чаще действуют дистанционно – через гаджеты, компьютеры, интернет.

Блокируйте счета и звоните в банк, а не мошенникам

Уже на федеральном уровне предупреждают о всплеске мошеннических операций, когда граждан по разным ложным поводам склоняют перечислять деньги на банковские или телефонные счета. Даже родственников «жертв ложных ДТП» заставляют переводить деньги на счета, а не отдавать таксистам в руки.

Входить в доверие просто?

Действительно, если смотреть статистику, то и в Нижегородской области в последнее время зафиксированы десятки случаев, когда граждане стали жертвами обмана «на расстоянии»: они отправили мошенникам немалые деньги, а потом пошли в полицию.

Хотя трудно понять, почему человек, находясь в адекватном состоянии, переводит на счета незнакомых людей миллион рублей, причем, в несколько приемов, на несколько счетов, видимо, осознавая в это время, что он делает. Вот свежий пример июля: жительница города Кстово лишилась 1 150 000 рублей.

Как сообщили в отделе МВД России пенсионерке позвонил мужчина, который представился сотрудником одного из банков. Он заявил, что с ее счетов якобы пытаются снять средства и для отмены сомнительной операции необходимо перевести 1 150 000 рублей на разные банковские счета через банкоматы. Доверчивая пенсионерка так и сделала и лишилась своих сбережений.

Полицейские, кажется, уже устали предупреждать наивных граждан о бдительности при проведении безналичных операций, и тем более, о недопустимости перевода денег на незнакомые счета или номера сотовых телефонов. Хотя для профилактики преступлений предупреждений явно недостаточно, надо еще мошенников ловить и наказывать. А вот с этим проблемы.

Как заявил недавно прокурор Нижегородской области Вадим Антипов по итогам работы правоохранительных органов за 1 полугодие 2019 года, количество преступлений, связанных с хищением средств граждан с банковских карт существенно выросло, зарегистрировано 830 таких преступлений против 30 в январе-июне 2018 года.

Уголовные дела заводятся по статьям 158 159 УК РФ «хищение», «кража», «мошенничество».

Но, к сожалению, сотрудники ГУВД не сообщают, сколько злоумышленников им удалось отыскать и направить дела в суд поэтому составу.

Очевидно, что так называемые «злоумышленники» имеют некую телефонную, пенсионную базу данных, а, возможно и информацию о банковских счетах, о социальном статусе и возрасте тех, кому они звонят; для своих незаконных операций предприимчивые граждане обзаводятся и счетами, и адресами в интернете.

Называются банкирами, сотрудниками органов

Сразу четыре жителя областного центра попались на такую «разводку», сообщается в оперативной сводке ГУМВД региона. В общей сложности с их электронных банковских счетов злоумышленники похитили более 265 000 рублей.

Жительница одного из домов по улице Прыгунова рассказала, что ей на мобильный телефон позвонил неизвестный и, представившись сотрудником крупного банка, предложил ей установить защиту на ее банковскую карту. Затем псевдо банкир попросил потерпевшую продиктовать ей код из пришедшего на ее сотовый телефон смс-сообщения и списал с ее лицевого счета 105 000 рублей.

Аналогичным способом лишилась своих сбережений в размере 13 777 рублей жительница Советского района областного центра.

Житель Ленинского района Нижнего Новгорода потерял 49 000 рублей со своей банковской карты после звонка неизвестного, который также представился сотрудником финансовой организации и предложил своей жертве отменить сомнительную операцию, якобы совершаемую с его денежными средствами.

Жителю Московского района на сотовый телефон позвонил незнакомец и, под предлогом выдачи кредита в размере 200 000 рублей, похитил с его банковской карты половину указанной суммы в качестве оплаты курьерских услуг, страховки и открытия лицевого счета.

Еще одна доверчивая кстовчанка, причем далеко не пенсионного возраста имела неосторожность поговорить с лже-сотрудником одного из крупнейших банков России, который поинтересовался, не поступало ли ей смс-сообщение о снятии денежных средств.

Сей информированный «банкир» озвучил данные о том, что у женщины имеются кредитная карта и накопительный счет и для сохранения денежных средств ей необходимо перевести их на определенный счет. Местная жительница срочно поехала в торговый центр, и там в банкомате сняла со своей кредитной карты 156 000 рублей.

Еще один нижегородец, тоже не пенсионер рассказывает, что ему звонили из банка. Якобы, что была попытка несанкционированного снятия денежных средств со счёта потерпевшего. Он убедил потерпевшего перевести деньги на определённый счет, объяснив, что так его сбережения будут надёжно защищены от мошенников. Так гражданин лишился 42800 рублей.

В конце июля, по данным правоохранителей, только за сутки в результате действий мошенников жители региона лишились более 368 000 рублей. В полицию поступило сразу 5 заявлений о мошенничествах с банковскими картами, – под предлогом отмены сомнительной операции по списанию денежных средств граждан вынудили перевести деньги на нужные мошенникам счета.

Так, на сотовый телефон жительницы Арзамаса позвонил неизвестный, и, представившись сотрудником крупного банка, под предлогом выплаты компенсации похитил с банковской карты потерпевшей 340 847 рублей.

Подобным образом жители Нижегородского района областного центра лишились 9 126 рублей и 4 300 рублей.

Другая жительница Нижегородского района перечислила со своей карты мошеннику 10 700 рублей под предлогом отмены сомнительной операции.

Надо иметь ввиду, что жулики для своих делишек покупают «бесплатные» номера, схожие с официальными банковскими, корпоративными колл-центров, типа 8 -800-… или такие, которые на экране телефона дают набор цифр, схожий с номером банка. Поэтому не надо перезванивать на номер, который продиктовал вам звонящий – используйте номера, указанные на карте или официальном сайте организации и уточните по какому вопросу к Вам обращался их специалист.

Помните, еще раз напоминают и в полиции и в банках : сотрудники банка никогда не спрашивают полные реквизиты карты и пароли. Если звонящий Вам человек запрашивает их – это 100% мошенник. Если Вы всё же стали жертвой мошенников – заблокируйте операции по счёту карты и сообщите о произошедшем в полицию».

1700 долларов за лайк

Причем, рекламой сомнительных и мошеннических сайтов сеть просто кишит, и редко, когда посещая какие-то «развлекательные платформы», вы не наткнетесь на заманчивые предложения о бонусах, выигрышах и прочих «денежных призах». Новички на такие уловки еще попадаются.

У жителя Арзамасского района под предлогом получения «денежного приза» выманили более 6000 рублей.

Как рассказали в полиции, мужчина (1979 года рождения) просматривая видеоролики на видео-хостинге, получил сообщение о выигрыше денежного приза в сумме 1753 доллара за поставленный лайк. Но для этого требовалось сообщить данные своей банковской карты. После того, как он выполнил «задание», ему пришло смс о списании денежных средств. Вместо «приза в тысячу долларов» с него сняли 6333 рубля.

Под видом сотрудников правоохранительных структур мошенники узнают у потерпевших, являлись ли они приобретателями лекарств или БАДов, а также заказчиками услуг представителей нетрадиционной медицины или экстрасенсов, а затем предлагают получить крупную компенсацию, предварительно оплатив услуги по её доставке.

В Канавино женщина перечислила мошенникам все имеющиеся у неё сбережения – более 1 миллиона рублей.

Звонили ей якобы сотрудники правоохранительных и финансовых учреждений. В ходе общения порекомендовали оформить документы для получения компенсации за ранее приобретенные лекарственные средства. Но для получения денег она, дескать, должна перечислить оплату за услуги по оформлению и переводу на несколько расчетных счетов. Жительница областного центра, видимо, верила в грядущую справедливость, – в то, что ей возместят потраченную сумму, и сделала 11 платежей на общую сумму более 1 000 000 рублей.

Спустя некоторое время, не получив компенсации, женщина поняла, что стала жертвой обмана и сообщила о произошедшем в полицию.

Пенсионеры – самые уязвимые

Вообще, лекарства и медицинские изделия, это самые уязвимые темы для пожилых людей.

82-летний житель Нижнего Новгорода перевел на счет неизвестных людей 112 000 рублей в качестве оплаты сертификата, дающего право на получение компенсации за слуховой аппарат. Сумма, обещанная пенсионеру составляла 500 000 рублей.

Аналогичным образом 70-летняя жительница Дзержинска лишилась 19 000 рублей. Ей позвонил незнакомый мужчина, представился следователем из Москвы, сообщил, что пенсионерке полагается большая денежная компенсация за ранее приобретенные якобы некачественные БАДы. Затем потерпевшей позвонила женщина и уточнила, что для получения компенсации сначала нужно оплатить судебные издержки – 19 000 рублей. Хотя при здравом рассуждении, понятно, что все возможные компенсации возможны только по решению суда. В июне 2019 года еще одна пенсионерка из Кстова потеряла 822 тысяч рублей. В ноябре 2018 года она покупала биологически активные добавки и в этом году про нее «вспомнили» юристы»», которые сообщили, что завод, который производил эти биологические добавки, банкрот и она может стать кредитором и получить потраченные деньги. Женщина перечислила на издержки 822 тысячи рублей.

Купили и остались без денег в «один клик»

Сделки в интернете, покупка –продажа, – тоже весьма популярный способ отъема денег. И опять приходится напоминать, что пользоваться услугами непроверенных интернет-ресурсов, участвовать в сомнительных акциях может дорого обойтись вашему кошельку.

Из августовской сводки: в дежурную часть отдела полиции Ленинского района обратился 59-летний житель одного из домов по проспекту Ленина. Он рассказал, что неизвестный под предлогом внесения предоплаты за товар, который продавал потерпевший через интернет, узнал реквизиты банковской карты и похитил деньги в размере 29 000 рублей.

В конце июля в полицию отдела «Краснобаковский» обратилась 54-летняя жительница, у которой неизвестный под предлогом аренды квартиры по объявлению в интернете похитил с карты 50 000 рублей.

Жительница Автозаводского района в соцсетях забронировала» турпутевку от известной компании и перевела в качестве предоплаты лже-сотруднику данной организации 13 097 рублей.

Жительница Приокского района, находясь на одном из сайтов, предлагающих дополнительный заработок в сети Интернет, перешла по ссылке и перевела в адрес компании денежные средства в сумме 5784 рубля. Житель Кстовского района сообщил, что по его объявлению об аренде жилья в Интернете псевдоарендатор похитил у него с электронного счета 150 243 рубля. Житель Уренского района хотел купить в интернете квадрокоптер. Договорившись с продавцом по стоимости, ниже изначально указанной на сайте, потерпевший через мобильное приложение перевел денежные средства в сумме 15 000 рублей на банковскую карту, указанную. Однако оплаченный товар покупатель так и не получил.

Продвинутая дама из Ленинского района Н.Новгорода пыталась купить криптовалюту, но неудачно. Нижегородка поддалась на предложение «столичного брокера» вернуть деньги и сообщила телефонному абоненту данные своей банковской карты. Спустя некоторое время гражданка обнаружила пропажу с нее 11 200 рублей.

Пишите письма

Но даже если вы «не состояли», «не участвовали», никому ничего не доверяли, вы все равно можете оказаться в зоне риска – только «благодаря» номеру вашего телефона.

Вот, например, какая история приключилась с одной из наших коллег. C ноября прошлого года ее донимают эсэмэсками и звонками из некой микрокредитной конторы из Новосибирска – МКК «ФИНМОЛЛ» ( есть такая в реестре Центробанка), якобы о имеющемся долге, но долг этот записан на неизвестную нашей коллеге даму В­ву В.В., которая, очевидно, взяла кредит у данной финорганизации и оставила чужой номер телефона, или телефон перепутали в самой МКК.

«После моих звонков в call­центр «ФИНМОЛЛ» оператор заносил каждый раз мое обращение в список претензий на рассмотрение. Но СМС ­сообщения продолжали поступать до июня 2019 г., – рассказывает наша коллега. – Затем ко мне обращались представители коллекторского агентства (смс ­сообщения и звонки). Я им заявила, что к долгу этой женщины не имею никакого отношения и не знаю этого человека. А в начале августа пришло смс­сообщение опять от «ФИНМОЛЛ» о том, что задолженность этой В­вой по договору составляет 53 320.89 руб., в т. ч. просроченная задолженность – 41 982.00 руб. «Срочно внесите денежные средства в погашение просроченной задолженности. В противном случае ваш долг будет передан на судебное взыскание и к вам будет выставлено требование в размере всей суммы задолженности».

Через неделю в «ФИНМОЛЛ» наконец­то выяснили, что в базе был зарегистрирован номер телефона с ошибкой в одной цифре и исправления должны были внести при первом же обращении нашей коллеги в call­центр.

Ошибочка, однако, вышла…

Если учесть, что к номеру мобильного телефона привязан «мобильный банк», а получить незаконным путем персональные данные нынче становится достаточно просто, и даже можно через суд провести соответствующее решение, представив подложные документы, – то можно лишиться денег и без предварительных уведомлений и предупреждений.

Но в ГУМВД по Нижегородской области нам неофициально сказали, что на данном этапе обращаться с заявлением в полицию в общем не продуктивно, никаких мошеннических действий ведь еще не произошло. Поэтому надо отправить в эту МКК заказное письмо (потому что устные обращения – бесполезны), с изложением обстоятельств, и требованием исключить ваш телефон из базы должников». Однако официального ответа, почему заявления о таких, явно неправомерных, действиях микрокредитной организации не принимаются, мы так и не получили.

При этом в органах почему–то не задумываются, что гражданам не хочется сообщать свои данные организации, которая не проверяет своих клиентов, которым выдает денежные средства, на предмет соответствия их паспортных данных и номеров телефонов, а предпочитает «терроризировать» добропорядочных граждан.

В Волго-Вятском ГУ Банка России корреспонденту «МК в НН» сообщили, что если вы столкнулись с неправомерными действиями финансовой организации, то можете обратиться за помощью в Банк России, направив письмо по почте, нарочным или через Интернет-приемную на сайте Банка России (cbr.ru). Ваше обращение обязательно рассмотрят и, если в действиях организации обнаружат признаки нарушения, к ней применят соответствующие меры воздействия.

«Вместе с этим стоит отметить, что встречаются случаи, когда заемщики при заключении договора займа указывают в качестве контактных номеров телефонов номера, которые им не принадлежат, – пояснили в ВВГУ Банка России. – Поэтому после возникновения просрочки по договору займа кредитор или агент для возврата денежных средств звонит по номерам, указанным заемщиком при заключении договора займа.

Данные ситуации происходят в связи с тем, что у кредиторов отсутствует возможность проверить принадлежность номера телефона заемщику. Однако кредиторы при установлении подобных фактов удаляют номера телефонов из базы, если подтвердится факт, что вы не являетесь заемщиком по обязательству. Для исключения вашего номера телефона из базы МФО, откуда вам звонят или пишут, вы можете также обратиться с письменным заявлением к МФО об исключении номера телефона из соответствующей базы данных, приложив документы, подтверждающие принадлежность телефонного номера вам, одновременно выразив несогласие на осуществление взаимодействия с вами».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 21 августа 2019

Заголовок в газете: Как не стать жертвой «передовых разводок»?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру