Строительство плотины в районе Балахны отложили

Главэкспертиза не одобрила проект гидроузла на Волге

Главэкспертиза не одобрила проект гидроузла на Волге
Фото Андрея Абрамова

В начале июля стало известно, что проект низконапорного гидроузла в Балахнинском районе не одобрен Главэкспертизой. Это неминуемо скажется на сроках его строительства.

Об этом сообщил руководитель Росморречфлота Александр Пошивай на совещании комитета СФ по экономической политике на тему «Об обеспечении судоходства на нижнем бьефе Городецких шлюзов на реке Волге». В мероприятии под председательством зампредседателя комитета приняли участие заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев, заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов, директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, представители Министерства промышленности и торговли РФ, Росморречфлота, федеральных и региональных органов государственной власти, эксперты.

Александр Пошивай заявил, что замечания Главгосэкспертизы «в основном носят экологический характер. Они связаны с недостаточным объемом предусмотренных проектом мероприятий по защите территорий Нижегородской области от планируемого воздействия при создании водохранилища». Сейчас проектировщики занимаются устранением замечаний.

— Ожидается пауза, — пояснил он. — Поэтому сейчас мы говорим о том, что этот проект, конечно же, уже до 2024 года не успеем реализовать. Поручение президента должно быть исполнено. Будем в рабочем порядке решать возникающие вопросы.

При этом не только отодвинутся сроки, но и увеличится стоимость проектных работ.

Что касается увеличения сроков, то, может, оно и к лучшему — время работает на нас. Пока еще есть возможность попытаться предложить альтернативные варианты восстановления судоходства. Ведь подъем воды до отметки в 68 м на время навигации грозит Балахнинскому, Городецкому и Сормовскому районам области большими неприятностями. Из-за повышения уровня грунтовых вод пострадают не только жители (вода в подвалах и на участках станет привычным явлением), но и инфраструктура, в том числе водозаборы.

Напомним, что ранее Нижегородский водоканал заказал у ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева (Институт гидротехники) исследование по проекту гидроузла. Выводы ученых были однозначными: реализация этого проекта в том виде, в котором это предлагается сегодня, сопряжено с социальными, экологическими и главное — техногенными рисками.

ВНИИГ научно обосновал и предложил альтернативные варианты, лишенные указанных рисков. Эти варианты прошли предварительную предпроектную проработку, определена стоимость их реализации и сроки. При этом предложенные Институтом гидротехники альтернативные варианты могли бы обеспечить существенное сокращение стоимости работ и сроков реализации проекта. Для обеспечения судоходства ВНИИГ рекомендовал построить третью нитку Городецкого шлюза в сочетании с дноуглубительными работами.

«Однако сторонники возведения низконапорного гидроузла фактически оставили эти альтернативные варианты без внимания», — говорится в официальном сообщении института.

В Балахне прошло несколько митингов против строительства низконапорного гидроузла (НГУ). Экоактивисты попытались оспорить законность проекта в Верховном суде, однако им отказали.

Нынешней весной губернатор Нижегородской области Глеб Никитин обратился в федеральное правительство с предложением отказаться от строительства этого низконапорного гидроузла. Он поддержал рекомендацию ученых из ВНИИГ о постройке третьей нитки Городецких шлюзов.

Глеб Никитин, комментируя происходящее, заявил:

— Позиция правительства Нижегородской области остается неизменной. Мы исходим из того, что создание нормальных судоходных условий на реке Волге необходимо, но не должно оказывать негативного влияния на санитарно-эпидемиологическую и экологическую ситуацию. Считаем, что в этом вопросе крайне важна тщательная оценка последствий всех возможных решений.

Предварительно стоимость строительства шлюзов оценивается в 7,5 млрд рублей, что намного дешевле НГУ, стоимость которого — 43 млрд.

В начале июня Глеб Никитин на селекторном совещании с руководством «Единой России» предложил включить проект по возобновлению судоходства на Волге в национальный план восстановления экономики.

На совещании 6 июля Юрий Федоров, председатель комитета СФ по экономической политике, напомнил, что в соответствии с решениями президиума Госсовета под председательством президента РФ должны быть построены гидроузлы, которые позволят решить проблему маловодности на реках России и обеспечить по всей единой глубоководной системе судоходства глубину не менее четырех метров. Он отметил также: в 2016 году президент России Владимир Путин обращал внимание правительства, что потенциал перевозок по внутренним водным путям в настоящее время используется недостаточно активно. По его оценке, несмотря на развитие авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта, значение водных путей не становится меньше.

От себя Юрий Федоров добавил, что у России второе место в мире по протяженности рек — более 100 тысяч километров (после Китая), но всего один процент грузов перевозится по рекам. Руководством страны поставлена задача принять оперативные меры по стимулированию речных перевозок. Необходимо «расшивать» все узкие места, которые этому мешают.

Замминистра транспорта РФ Юрий Цветков подчеркнул, что в создании единой глубоководной системы страны именно нижегородские шлюзы — низконапорный гидроузел — являются ключевым фактором развития грузовых перевозок.

После этого слово взял Александр Пошивай. Он процитировал протокол совещания комитета СФ по экономической политике от 21 октября 2019 года:

— Пунктом 2 была принята рекомендация «Обратить внимание правительства Нижегородской области и соответствующих органов местного самоуправления на решение расширенного заседания научного совета РАН «Водные ресурсы» от 28 мая 2019 года о признании нецелесообразной дальнейшую проработку предложений так называемых «альтернативных» строительству нижегородского гидроузла вариантов обеспечения необходимых для судоходства глубин, включая вопросы их оценки на окружающую среду… Пункт 7: «Рекомендовать правительству Нижегородской области реализовать план мероприятий по приведению к нормативному содержанию подтопленных в настоящее время территорий, а также скотомогильников, кладбищ, гудронных озер и мест скопления опасных промышленных отходов, других сооружений 1 и 2 класса опасности, расположенных в Балахнинском и Городецком районах, с целью предотвращения негативных последствий от эксплуатации потенциально опасных объектов». Делать это предлагается в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» и других федеральных проектов и программ.

По словам А. Пошивая, 26 июня по итогам совещания в правительстве России было принято решение выделить мероприятия по инженерной защите территории Нижегородской области в отдельный этап проектирования и строительства низконапорного гидроузла. Предполагается «после завершения математического и 3D-моделирования» сравнить последствия строительства НГУ и предложенного альтернативного строительства третьей ветки Городецких шлюзов (в сочетании с дноуглубительными работами).

Сравнительную оценку предложили провести РАН. Но академия обратилась в Минобрнауки с просьбой провести 3D-моделирование в вузах, так как у РАН нет средств для проведения таких исследований. Однако денег не оказалось и у министерства.

— По экспертным оценкам специалистов Росречморфлота, с учетом необходимости сбора большого объема данных и проведения изысканий на эти работы потребуется порядка девяти месяцев (после выделения финансирования), — заявил Александр Пошивай.

Стоимость проведения работ Росречморфлот оценил в сумму до 150 млн рублей. В связи с отказом РАН и минобрнауки организация готова профинансировать проведение исследований.

Представители минпромторга заявили, что их устроит любой вариант, при котором глубина будет 4 метра, чтобы обеспечить прохождение судов класса река—море (их осадка 3,6 м). «Хотя бы 3,65 м или близко к тому, — пояснили в министерстве. — Сейчас на некоторых участках 1,8 м, и суда отстаиваются долгое время около Городецкого узла, чтобы его пройти». Владельцы судов несут миллиардные потери.

Позицию Нижегородской области озвучил ее министр природных ресурсов Денис Егоров. Он заявил, что для нашего региона вопрос возможных экологических и социальных последствий строительства НГУ стоит чрезвычайно остро. Он напомнил, что неоднократно представители Нижегородской области говорили: в проектной документации не проработаны альтернативные варианты решения проблем судоходства.

— Проект строительства низконапорного гидроузла противоречит законодательству, — подчеркнул он. — Не приведены данные о воздействии на объекты накопленного экологического ущерба. Реализация проекта НГУ приведет к недопустимому ущербу для населения и окружающей среды.

— Наши коллеги все время упоминают решение расширенного заседания научного совета РАН «Водные ресурсы» от 28 мая 2019 года, забывая, что было еще решение от 10 апреля того же года. В нем рекомендовалось провести технико-экономическое сопоставление различных вариантов судоходства. Кроме того, 30 января текущего года состоялось совещание Российской академии наук под председательством президента РАН Александра Сергеева. В решении была зафиксирована рекомендация по комплексной оценке экономической эффективности предлагаемых вариантов обеспечения судоходства в нижнем бьефе Городецких шлюзов.

Он также напомнил, что 16 апреля текущего года во исполнение поручения президента России губернатор Нижегородской области в адрес заместителя председателя правительства Российской Федерации направил письмо с рядом предложений, согласованных с РАН.

Денис Егоров отметил, что предлагаемые в проекте защитные мероприятия затрагивают только объекты, расположенные в населенных пунктах, а ведь и на других подтопляемых территориях есть объекты накопленного экологического вреда, скотомогильники, кладбища, объекты культурного наследия.

— Представленные проекты не учитывают поручения президента, — заключил он, — и предложения губернатора Нижегородской области.

Позиция правительства региона — необходимо провести моделирование и проработать различные сценарии решения проблем судоходства на территории Нижегородской области. Моделирование выделить в отдельный этап. Считаем целесообразным привлечь к этой работе Министерство природных ресурсов РФ, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, ВНИИ им. Веденеева, Государственный гидрологический институт.

По итогам совещания принято решение продолжить работу над согласованием позиций и выработкой единого проекта с учетом мнения руководства и жителей Нижегородской области.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 15 июля 2020

Заголовок в газете: Плотина или дополнительные шлюзы?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру