КСП проверила расход средств на камеры видеофиксации на нижегородских трассах

Расходы по обслуживанию фотовидеофиксации вызывают вопросы

Расходы по обслуживанию фотовидеофиксации вызывают вопросы
Фото Ростелеком

Эффективность и правомерность работы так называемых комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД давно интересует не только обычных граждан-автоводителей, но и депутатов, которые иногда сами являются заядлыми автолюбители и им очень не нравится, когда «в кустах» на трассах вдруг появляются известные треноги, а вслед за ними прилетают и «письма счастья».

КСП проверила 800 миллионов

Сейчас правила в этой сфере «сбора штрафов» вроде бы упорядочены, установка передвижных комплексов регламентирована (требуется предупреждение о местах установки камер). Но еще ранее народные избранники поручили КСП Нижегородской области посмотреть, как расходовались бюджетные средства, выделенные на «безопасность движения». Тем более что деньги отпускаются немалые.

В июне КСП Нижегородской области обнародовала результаты проверки использования средств областного бюджета и дорожного фонда на финансирование расходов по заключенным договорам с ПАО «Ростелеком», основным поставщиком таких услуг.

Период аудита затронул 2018–2019 годы и соответствующие концессионные соглашения с Ростелекомом. Сюда входит установка и обслуживание стационарных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения. Средства проходят через государственное казенное учреждение «Центр безопасности дорожного движения» – ГКУ НО «ЦБДД». Он и стал объектом проверки.

Объем проверенных средств – 792,783 млн рублей.

«Установлено нарушений и недостатков на 195,516 млн рублей (в части порядка и сроков расчетов, возмещению не подлежат), – сообщают аудиторы. – Проверены расходы на приобретение, содержание, ремонт и техническое обслуживание стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД , аппаратно-программного комплекса “Безопасный город”, системы видеонаблюдения правоохранительного сегмента, комплекса мониторинга интенсивности и состава транспортного потока в части крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств».

Все эти траты заложены в подпрограмме «Повышение безопасности дорожного движения» и в госпрограмме «Развитие транспортной системы Нижегородской области», утвержденной постановлением правительства области.

Как известно, был выбран партнер по выполнению мероприятий и заключены инвестиционные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве между правительством Нижегородской области, ГКУ НО «ЦБДД» и ПАО «Ростелеком» (поставщик и обслуживающий комплексы). Заключены договоры аренды имущества, оборудования с правом выкупа.

Расходы на приобретение оборудования в 2018–2019 годах составили 476,509 млн рублей. Сюда вошли 175 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, 6 стационарных постов весогабаритного контроля, информационная система. На организацию работы потратили 165,618 млн рублей. На ремонт и техническое обслуживание – 150,656 млн.

Надо сказать, расходы окупились. По информации КСП (и, очевидно, налоговой инспекции. – Ред.), поступления в областной бюджет штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения (со стационарных, передвижных и мобильных комплексов) составили: в 2018 году – 1 594 401 тыс. рублей, в 2019-м – 1 348 891, в 2020-м (по состоянию на 26 февраля) – 47 533. Но и вопросов по эффективности денег возникло немало.

Не соответствует потоку

Среди основных нарушений и недостатков ревизоры отметили, что ЦБДД на 1–92 дня нарушал сроки оплаты арендных платежей и услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию оборудования. Кроме того, не соблюдался порядок расчетов: Ростелеком в 2018 году с нарушением до 158 дней срока, установленного договором, выставлял счета и акты за электроэнергию, потребленную комплексами фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

ЦБДД арендные платежи вносились в текущем месяце, тогда как договором аренды предусмотрено внесение платежей в следующем месяце.

И, наконец, еще существенное: «имеются расхождения сумм максимальных затрат (значений финансовых моделей) на создание и содержание комплекса мониторинга интенсивности и состава транспортного потока в части крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве и договором аренды».

По итогам проведенной проверки области в ГКУ НО «ЦБДД» направлено представление для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и в прокуратуру Нижегородской области в порядке информации.

Передвижных ФВФ все больше

Было проверено создание, модернизация, содержание и техническое обслуживание специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме – финансировалось за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда, выделенных в 2019 году и за два месяца 2020-го. Эти специальные техсредства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, отслеживают нарушения ПДД, сохранности автомобильных дорог и интенсивность движения и состав транспортного потока. Само оборудование находится в собственности области или же в концессии и подлежит передаче региону на основании соглашений, заключенных правительством Нижегородской области.

Проверяли также Центр безопасности дорожного движения. В общей сложности объем средств составил 267,172 млн рублей. Выявлено нарушений и недостатков на 1197 тыс. рублей (0,4% проверенного объема).

Проверены расходы на приобретение, содержание, ремонт и техобслуживание передвижных комплексов фотовидеофиксации – комплексы ФВФ нарушений ПДД (идут по госпрограмме «Развитие транспортной системы Нижегородской области».)

Расходы казны по передвижным комплексам ФВФ составили: в 2019 году – 151,293 млн рублей, на них закупили 87 комплексов; на организацию работы в 2019 году потратили 100,831 млн рублей и за два месяца 2020 года – еще 6,787 млн; на ремонт и техническое обслуживание в 2019 году ушло 7,666 млн рублей, за два месяца 2020-го – 593,4 тыс.

В начале 2020 года действовали контракты на организацию работы 78 передвижных комплексов ФВФ нарушений ПДД. Начиная с марта 2020 года, после закупки очередной партии, стало уже 128 комплексов.

Объем штрафов в областной бюджет за нарушения со стационарных, передвижных и мобильных комплексов достиг в 2018 году 1,594 млрд рублей, в 2019-м – 1,348 млрд, в 2020-м (по состоянию на 26 февраля) – 47 533 тыс.

Основные нарушения и недостатки: были зафиксированы излишние расходы бюджетных средств из-за завышения объема и стоимости услуг по техническому обслуживанию комплексов ФВФ в актах сдачи-приемки. Вдобавок подрядчиком на 4–18 дней нарушены сроки обслуживания комплексов, при этом ГКУ НО «ЦБДД» не потребовало пени, предусмотренные контрактом.

Кроме того, обнаружены и нарушения в сфере закупок. ГКУ НО «ЦБДД» внесло в реестр контрактов информации об изменении и исполнении отдельных контрактов с нарушением установленного срока.

Сдвинулись сроки и штрафы

В отчете КСП, естественно, не дается оценка корректности работы всех систем контроля (ФВФ и весогабаритной) и не говорится о трудностях внедрения комплексов. Хотя процесс создания и запуска затянулся на несколько лет (начался в 2015–2016 годах), вызывал массу нареканий и стал весьма скандальным. Сроки сдвигались, как обычно, возникли неожиданные обстоятельства. А грузоперевозчики (очень серьезные, обслуживающие крупнейшие компании региона, начиная с Лукойла) начали массово жаловаться на некорректность работы системы передвижных и автоматических стационарных пунктов весогабаритного контроля (АСПВК). (Это проект по установке АСПВК и техническому обслуживанию комплекса мониторинга интенсивности и состава транспортного потока в части крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, оказание государственной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения крупногабаритных и тяжеловесных ТС». В дальнейшем на основании договора аренды с правом выкупа оборудование и информационная система переданы ГКУ НО «ЦБДД».)

В результате перевозчикам «прилетали» штрафы в сотни тысяч рублей (а они стали искать возможности, как избежать контрольных постов и перегруза). На каждом публичном мероприятии бизнес жаловался губернатору на ошибки в работе системы контроля перегруза, а правительство области долго разбиралось с причинами. Выяснилось, к примеру, что погрешность возникает из-за колейности дорог.

Правительство области даже пыталось взыскать с подрядчика Ростелекома крупную сумму – 132 млн рублей неустойки за нарушение срока ввода в эксплуатацию шести комплексов АСПВК (2016 год) и 30 млн рублей пеней за нарушение сроков ввода в эксплуатацию ИС «Мониторинг и выдача разрешений».

Суд уменьшил неустойку до 13 млн рублей, а по 30 млн рублей пеней за нарушение срока внедрения (ввода в эксплуатацию) ИС «Мониторинг и выдача разрешений» только в 2020 году было утверждено мировое соглашение.

Обнаружилось, к примеру, что нужно было согласование интеграции созданной системы с порталом государственных услуг, что не являлось обязанностью исполнителя-подрядчика. Кроме того, оказалось, что проверка подтвердила корректность работы автоматического поста весогабаритного контроля на дороге Нижний Новгород – Шахунья – Киров (семеновский пост 72 км + 330). А на точность измерений (и сумму штрафов. – Ред.) влияла колейность, образовавшаяся в зоне раскладки датчиков (от 6 до 15 мм) и в зоне раскладки силоприемных модулей (4 метра до и 4 метра после). Поэтому пришлось впрячься и управлению автодорог и переложить изношенные слои асфальтобетонного покрытия. Из-за этого Ростелекому в счет неустойки тоже надо было менять весоизмерительное оборудование: индукционные петли, датчики, перенастройки.

Задержка произошла и при реализации проекта системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (также в рамках государственно-частного партнерства с «Ростелеком»). По условиям договора Центр безопасности дорожного движения (арендатор) и ПАО «Ростелеком» (арендодатель) поэтапно передают арендатору в аренду систему ФВФ с правом выкупа. Первый этап – ввод в эксплуатацию 39 комплексов из 75.

При внедрении ФВФ пришлось длительно согласовывать адреса дислокации оборудования, в том числе на железнодорожных переездах. Но примечательно, что заказчик также пытался взыскать с подрядчика более 22 млн упущенной выгоды за просрочку ввода в эксплуатацию 39 комплексов ФВФ и передачи элементов системы в рамках модернизации ядра. Сумма рассчитывалась исходя из средней «производительности» начислений штрафов – 75 постановлений о нарушений ПДД, вынесенных одним не введенным комплексом фотовидеофиксации нарушений ПДД, по минимальной ставке штрафа, определенной КоАП РФ за нарушения ПДД.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2020

Заголовок в газете: Камеры отработали затраты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру