Метро ушло глубоко в суды

Почему в Нижнем перестала строиться подземка?

Почему в Нижнем перестала строиться подземка?
Фото Андрея Абрамова

На последней пресс-конференции с Владимиром Путиным журналисты из нескольких городов-миллионников хотели задать вопросы про метро. Путин выбрал Екатеринбург и сказал, что понимает: муниципалитетам самим не справиться. Поэтому федцентр рассматривает варианты поддержки продолжения этих важных инфраструктурных объектов и в Екатеринбурге, и в Красноярске.

Нижний не прозвучал

«Екатеринбург очень бурно развивается, становится все более современным и нуждается в таких проектах, – сказал президент. – Ранее было принято решение, что этим должны заниматься региональные власти. Но это невозможно… Мы недавно рассматривали планы о развитии метро и в Красноярске, конечно, реализация таких проектов должна осуществляться при поддержке федеральных властей». И он ее обещал.

Как стало известно уже позже, сообщает URA.ru, расширение инфраструктуры подземного транспорта заложено в программу подготовки к 300-летию уральской столицы. И ожидается, что к 2023 году на вторую ветку метро будет потрачено порядка 73 миллиардов рублей, большая часть которых – средства федерального бюджета.

Нижнему Новгороду на этом мероприятии с Путиным ничего выторговать не удалось, поэтому вопрос о продолжении метрополитена остается открытым.

Тем временем наш метрополитен продолжает генерировать убыток, по данным за 9 месяцев 2019 года он составил 91 млн рублей. И, как уже много раз было сказано, чтобы выходить «на ноль», нужно делать станции в Сормово и на Сенную площадь. Однако бэкграунд последней заложенной станции метро «Стрелка» крайне неблагоприятный.

Результат «ударного» строительства этой ветки к ЧМ-2018, которое заканчивалось уже при новом губернаторе, такой: вентиляционный узел № 2 недоделан, генподрядчик – банкрот, заказчик не может (не хочет) рассчитаться даже за строительный контроль. Стороны до сих пор не могут урегулировать взаимные претензии на 600–700 млн рублей. Но кому-то все равно надо будет заплатить по счетам, если в судах не сложится взаимозачета, то придется вынуть средства из бюджета, муниципального, областного – не важно, у нас в области есть человек, который отвечает за все.

Сейчас кроме компании, с которой был заключен первоначальный договор – ООО «СК “УС-620”» (там назначен временный управляющий, бывший руководитель Владислав Костенко заключен под стражу по признакам мошенничества при строительстве «Стрелки»), в разбирательствах участвуют банк «Пересвет», который выдал последнюю банковскую гарантию, ООО «Проектное бюро “Инженер”», которому банкрот еще в сентябре 2018 года передал все права требования по оплате выполненных им работ по контракту с заказчиком – МКУ «ГУММиД».

Заказчик должен

Разбирательства уже вышли в арбитражные суды Москвы. Суть конфликта в следующем: контракт был заключен на сумму 10,4 млрд, общая стоимость работ, выполненных подрядчиком, составила 10,9 млрд, из которых по основным работам – 10,2 млрд, по дополнительным – 768 млн. Они были согласованы и утверждены в проектной документации, подрядчик израсходовал на эти допработы 792 млрд рублей. Акты предъявлены к приемке заказчику, однако деньги выплачены только частично. ГУММиД работы не принял и не оплатил. Задолженность, по подсчетам представителей подрядчиков, составила 634,5 млн рублей. Поэтому проектное бюро «Инженер» в качестве кредитора по оплате выполненных по контракту работ пошло в Арбитражный суд Нижегородской области.

Сразу надо сказать, что уже есть решение кассационной инстанции – Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 октября 2019 года, и оно вступило в силу – о взыскании с ГУММиД 767,4 млн рублей.

Но еще важный факт: контракт по «Стрелке» до сих пор не расторгнут и является действующим: часть работ, в том числе по сооружению притоннельного вентиляционного узла № 2, не выполнены до настоящего времени (об этом ниже).

Поскольку заказчик остался должен СК «УС-620», то работы по вентузлу были остановлены до разрешения споров, и более того, неизвестно, насколько они вообще могут быть выполнены.

И ему должны

Заказчик, со своей стороны, выдвинул встречные требования о возврате не отработанного по контракту аванса в размере 613,7 млн рублей. Также ГУММиД предъявил банку требование на 537 млн рублей по банковской гарантии: неотработанный аванс в сумме 469 млн, неустойка за просрочку промежуточных сроков выполнения работ в размере 20 млн, госпошлина, проценты за пользование чужими денежными средствами, оплаченными за бентонитовую глину, необходимую для сооружения «стены в грунте», – 30 млн, неустойка за нарушение конечного срока выполнения работ по сооружению притоннельного вентиляционного узла № 2 в сумме 17 млн.

Для справки

Бентонитовая глина – это материал природного происхождения, который отличается тем, что может применяться едва ли не всюду. Основной составляющей его является монтмориллонит. Именно благодаря ему она приобретает столь выдающиеся свойства гидрофильности и разбухания.

Пока «Пересвет» оплатил по решению суда 20 млн рублей и будет оспаривать претензии ГУММиД. Срок действия банковской гарантии истек 30 июня 2019 года, кроме того, она выдавалась, по утверждению банка, под обязательства по контракту в целом, по уплате неустоек, возмещению убытков, по возврату неотработанного аванса, заказчик оплачивал по контракту не конкретный вид или этап работ, а договор.

Контракт до сих пор не расторгнут

Но в соглашение пришлось включить дополнительные работы по укреплению тоннеля и по особым условиям безопасности (еще во время активной стройки).

Однако невыполненным до конца считается устройство того самого тоннельного вентиляционного узла № 2, без которого ветку вообще могли бы не ввести в эксплуатацию. И работы по нему продолжались и в 2019 году, уже после запуска станции.

Как сказано в материалах суда, компании пришлось неоднократно приостанавливать производство работ по сооружению вентузла из-за «выявленных возможных неблагоприятных последствий», которые могли наступить, если выполнять указания заказчика о способе исполнения работы и обстоятельств, не учтенных проектной документацией (о чем ГУММиД был предупрежден).

Администрация Нижнего Новгорода также поясняла суду, что строительство метро было внесено в федеральную программу подготовки чемпионата мира по футболу и финансировалось за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Цена контракта по итогам конкурса составила 10,4 млрд рублей. Срок завершения работ был продлен по 31 мая 2018 года включительно. Строительство объекта к указанному сроку было завершено не в полном объеме. Тем не менее министерством строительства Нижегородской области было выдано разрешение на ввод первого пускового комплекса объекта в эксплуатацию. При этом притоннельный вентиляционный узел № 2 не был завершен и был выделен во второй пусковой комплекс объекта.

В связи с задержкой сдачи подрядчиком ООО «СК “УС-620”» основных работ, длительным оформлением исполнительной документации, невыполнением всего комплекса работ по сооружению притоннельного вентиляционного узла «СК “УС-620”» не раз предоставлял новое обеспечение под договор от банков ВБРР, АКБ «Пересвет», по информации администрации города. Работа по сооружению вентузла не дала конечного результата.

На 20 декабря 2018 года неотработанный подрядчиком аванс составил более 900 млн. Поэтому ГУММиД потребовал от «СК “УС-620”» до 29 декабря 2018 года вернуть неотработанный аванс, но подрядчик его не вернул. В июне 2019 года ООО «СК “УС-620”» сдало очередную часть выполненных работы на сумму 144 млн, принятых заказчиком и учтенных им в зачет выплаченного по контракту аванса.

Денег нет даже на контроль?

Но 30 мая 2019 года уже вступило в силу решение Арбитражного суда Нижегородской области (о взыскании с ГУММиД более 700 млн рублей), и представители «СК “УС-620”» и проектного бюро «Инженер» заявили, что остаток работ по контракту больше не будет сдаваться к приемке.

По состоянию на июнь 2019 года, размер неотработанного, по данным ГУММиД, аванса составил 469 млн, и он заявил требования по банковской гарантии.

Требования МКУ «ГУММиД» по гарантии были удовлетворены банком «Пересвет» только в размере 20 млн. В уплате остальных сумм банк отказал, поскольку обязательства по контракту, по мнению банкиров, были выполнены полностью и надлежащим образом.

Остается нерешенным самый ключевой момент: на заседании технического совета в конце 2018 года была заявлено, что заказчик ГУММиД достоверно знал о невозможности производства работ предложенным способом. В связи с чем и было принято решение о приостановке работ из-за обнаружения «сложных гидрологических условий, не учтенных в проектной документации» (тоннель планировался рядом с рекой Окой).

Кроме того, выяснилось, что ГУММиД не оплатил ООО «Стройконтроль-2018» 4,84 млн рублей за контроль работ по объекту «Продление линии метрополитена от ст. “Московская” до ст. “Волга” 1-й этап».

При этом заказчик согласен, что услуги были выполнены в полном объеме, «однако ответчик не имеет возможности их оплатить в связи с недоведением лимитов бюджетных обязательств в необходимом объеме». Суд постановил взыскать с муниципального учреждения 4,844 млн рублей (193 тысячи – пени), а также 47 тысяч – пошлину.

Наконец, в конце прошлого года ГУММиД заказал у ФАУ «Главное управление госэкспертизы» проведение госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий «Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от ст. “Московская” до ст. “Волга” 1-й этап». 2,2 млн рублей оплачено авансом, причем в контракте есть специальная оговорка, что заключение должно быть принято «вне зависимости от выводов, которые там содержатся», видимо, по спорному вентузлу.

Это, видимо, поможет заказчику понять, что же надо делать для завершения многострадального объекта. В 2020 году результаты уже должны быть у заказчика.

Елена КОЛОСОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру