В отсутствие системного решения

Политолог Александр Егоров - об аварийном состоянии нижегородских ГТС

Политолог Александр Егоров - об аварийном состоянии нижегородских ГТС
Фото Ярослава Гунина

Проблема неудовлетворительного состояния гидротехнических сооружений в Нижегородской области носит комплексный характер. В первую очередь надо отметить несовершенство законодательной базы, в нем я убедился, ознакомившись с нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу.

Еще в 1997 году был принят закон «О безопасности гидротехнических сооружений» 117-ФЗ, который сейчас действует в редакции от 29.07.2018, в нем достаточно подробно прописаны положения о том, что такое гидротехнические сооружения, кто может являться их собственником, кто – эксплуатирующей организацией, каковы критерии безопасности ГТС.

Собственник таких сооружений должен следить за их техническим состоянием: разрабатывать декларации безопасности, проводить ремонтные регламентные работы, поддерживать объекты в надлежащем состоянии, обеспечивать мониторинг, контроль, естественно, финансировать все необходимое обслуживание. В статье 9 закона есть интересный пункт о том, что совместно с органами местного самоуправления собственник должен информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений. И так далее.

То есть законодательная база имеется, но не без спорных моментов. До сих пор нет четкого ответа на вопрос, должны ли гидротехнические сооружения находиться в составе муниципального имущества. Это проблема, которая тянет за собой многие другие.

Ведется немало судебных разбирательств. В частности, зимой 2019 года на рассмотрении Конституционного суда Российской Федерации находился запрос Московского районного суда Краснодарского края. Прокурор пытался понудить органы местного самоуправления сельского поселения принять на свой баланс гидротехнические сооружения (берегоукрепительные дамбы). Органы МСУ наотрез отказывались это делать – ведь как только они будут объявлены собственниками или хотя бы возьмут на учет эти ГТС, то немедленно встанут перед рядом серьезных проблем и получат дополнительную финансовую нагрузку. Понятно, что у муниципалитетов не хватает и средств, и специалистов соответствующей специализации.

Закон предусматривает, что предпринимать действия по постановке на учет бесхозяйного имущества, в том числе и гидротехнических сооружений, должны органы местного самоуправления, однако те не обладают необходимыми для этого ресурсами. То есть налицо несовершенство нашей законодательной базы и ее противоречивый характер.

Что касается проблем Нижегородской области в этой сфере, то значительная часть гидротехнических сооружений здесь также не имеет хозяев, которые проводили бы их обслуживание. Хотя состояние объектов очень часто весьма плохое, на ремонт средства не выделяются. В результате возникают такие ситуации, как та, что сейчас наблюдается в Шахунском районе.

У нас также ведется немало споров по поводу того, кто должен ставить на учет бесхозяйные ГТС. В качестве примера могу привести ситуацию 2011 года в городе Княгинине, где прокурор обратился с иском о признании бездействия городской администрации, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на вверенной ей территории. В результате суд ввиду опасности возникновения чрезвычайных ситуаций обязал администрацию принять на учет данное сооружение, хотя приводимые ею доводы были вполне убедительными.

Если подытожить, мы сталкиваемся с комплексом очень серьезных проблем. Это и несовершенство законодательной базы, и недостаточность финансового обеспечения.

Немалую роль играет здесь, наверное, и знаменитый русский авось – «вдруг обойдется».

Даже нынешнюю ситуацию в Шахунском районе, где отрезанными от цивилизации оказались жители нескольких поселков, а это сотни людей, вполне можно было предвидеть. Более того, что не сегодня-завтра рванет, стало понятно как минимум в 2018 году, а весной 2019-го ситуация была уже критической: изношенные водопропускные конструкции размывало. Но решили, что они прослужат еще какое-то время. Однако дамба после очередных мощных дождей не выдержала. Жители оказались заложниками этой ситуации, не имея возможности получить медицинскую помощь, вызвать пожарных, отвезти детей в школу и так далее.

Пока нет системного решения, требуется переход в режим ручного управления с оперативным вмешательством депутатов – чем более высокого уровня, тем лучше (в свое время с капитальным ремонтом дамбы в Сергачском районе помог депутат Госдумы Дмитрий Сватковский).

Безусловно, федеральная законодательная база по этому вопросу нуждается в пересмотре. Местное самоуправление не имеет финансовых возможностей для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, что поднимает вопрос о более разумной межбюджетной политике. Также необходимо предпринять меры, чтобы обеспечить органы МСУ специалистами в области гидротехнических сооружений.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 20 ноября 2019

Заголовок в газете: Аварийное состояние гидротехнических сооружений в Нижегородской области требует точечного вмешательства

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру