Экономист Дмитрий Скворцов анализирует перспективы ВСМ до Нижнего

14.11.2019 в 10:20, просмотров: 382
Экономист Дмитрий Скворцов анализирует перспективы ВСМ до Нижнего
Фото pixabay.com

Недавно глава минэкономики Максим Орешкин пообещал, что правительство России найдет деньги на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.

Если идея будет реализована именно в таком варианте и Нижний Новгород станет одним из конечных пунктов ВСМ, которая свяжет его с двумя крупнейшими центрами страны, то это будет для региона скорее вызовом, на который придется отвечать.

Москва является мощным центром притяжения кадровых ресурсов. Люди, которые чувствуют в себе определенный потенциал, пытаются реализоваться там, где можно рассчитывать на гораздо бо́льшую зарплату, на гораздо более впечатляющий карьерный рост и на гораздо более интересную профессиональную атмосферу, более насыщенную, с большим потенциалом для их развития. Поэтому облегчение перемещения между Нижним и столицей может усилить отток «мозгов» из нашего региона.

С другой стороны, коммуникации — всегда благо, и это может сработать на пользу Нижнему Новгороду. Потому что в современных условиях работа не обязательно должна быть связана с непосредственным присутствием на рабочем месте пять дней в неделю с 9 до 18.

И вполне может быть, что кто-то из таких людей – профессиональных, творческих, креативных, – работая в каких-то сферах, где требуется не часы отсиживать на рабочем месте, а добиваться определенного результата, сможет делать большую часть работы в Нижнем. А в Москву ездить на мозговой штурм, на презентацию проекта заказчику, на совещания к начальству. И это может уменьшить отток.

Какие сценарии будут чаще реализовываться, зависит от очень многих вещей. Но в этом смысле все программные заявления руководителей города и области о создании в Нижнем мощного образовательного кластера могут сыграть в большой плюс. Мы можем получить синергию усилий в развитии образовательного кластера и развитии транспортной доступности.

В наших вузах обучаются не только нижегородцы, и в ситуации, когда Москва будет в двух с половиной часах, приезжать будут еще больше. То есть выбор между нижегородским вузом, после которого нужно еще суметь найти применение своим знаниям, и вузом в Москве, где выбор больше, может оказаться не таким прямолинейным.

Дело в том, что в нижегородские вузы поступить несколько легче, чем в столичные, жить здесь несколько дешевле, а образование в наших лучших вузах не хуже, чем в московских хороших. Да, там есть уникальные вузы: аналогов МГИМО или Бауманки в Нижнем нет. Но радиофак университета имени Лобачевского вполне конкурентоспособен на фоне многих московских заведений этого профиля. И есть много перспективных направлений, где мы конкурентоспособны.

Изначально шел разговор, что ВСМ соединит Москву и Казань, это могло принести нам определенные транзитные плюсы. Были надежды, что китайская программа строительства высокоскоростных магистралей будет сопряжена с нашей программой, но, видимо, договориться об условиях вложения в этот проект китайских денег не удалось, и пока эта идея отложена на неопределенное время.

Были разговоры и о том, что между ВСМ Москвой и Санкт-Петербургом вообще не стоит строить — не все ясно с окупаемостью. Но, похоже, склонились к политическому решению о соединении двух столиц, их творческой жизни (а творчество — это не только искусство, но и наука, технологии, новые формы бизнеса). Жизнь и там и там протекает интенсивно, и объединение этих потенциалов даст синергетический эффект. Пусть даже не будет быстрой окупаемости самой магистрали, все окупится на другом уровне.

Что касается Нижнего Новгорода, то будет хорошо, если мы также включимся в эту орбиту. Пусть у нас нет такой самодостаточной жизни, как в Санкт-Петербурге, но, возможно, к моменту, когда ВСМ построят, у нас будет готов ответ — или хотя бы часть ответа — на этот вызов.

Сложности с землеотводами, с созданием инфраструктуры — это проблемы федерального уровня. Нам они принесут определенные хлопоты, но при наличии политической воли и выделении денег из федерального бюджета это не станет серьезным препятствием — напротив, возможно, попутно будут решены какие-то проблемы регионального уровня, как это было при подготовке к чемпионату мира по футболу.