Экономист Дмитрий Скворцов анализирует перспективы ВСМ до Нижнего

Экономист Дмитрий Скворцов анализирует перспективы ВСМ до Нижнего
Фото pixabay.com

Недавно глава минэкономики Максим Орешкин пообещал, что правительство России найдет деньги на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.

Если идея будет реализована именно в таком варианте и Нижний Новгород станет одним из конечных пунктов ВСМ, которая свяжет его с двумя крупнейшими центрами страны, то это будет для региона скорее вызовом, на который придется отвечать.

Москва является мощным центром притяжения кадровых ресурсов. Люди, которые чувствуют в себе определенный потенциал, пытаются реализоваться там, где можно рассчитывать на гораздо бо́льшую зарплату, на гораздо более впечатляющий карьерный рост и на гораздо более интересную профессиональную атмосферу, более насыщенную, с большим потенциалом для их развития. Поэтому облегчение перемещения между Нижним и столицей может усилить отток «мозгов» из нашего региона.

С другой стороны, коммуникации — всегда благо, и это может сработать на пользу Нижнему Новгороду. Потому что в современных условиях работа не обязательно должна быть связана с непосредственным присутствием на рабочем месте пять дней в неделю с 9 до 18.

И вполне может быть, что кто-то из таких людей – профессиональных, творческих, креативных, – работая в каких-то сферах, где требуется не часы отсиживать на рабочем месте, а добиваться определенного результата, сможет делать большую часть работы в Нижнем. А в Москву ездить на мозговой штурм, на презентацию проекта заказчику, на совещания к начальству. И это может уменьшить отток.

Какие сценарии будут чаще реализовываться, зависит от очень многих вещей. Но в этом смысле все программные заявления руководителей города и области о создании в Нижнем мощного образовательного кластера могут сыграть в большой плюс. Мы можем получить синергию усилий в развитии образовательного кластера и развитии транспортной доступности.

В наших вузах обучаются не только нижегородцы, и в ситуации, когда Москва будет в двух с половиной часах, приезжать будут еще больше. То есть выбор между нижегородским вузом, после которого нужно еще суметь найти применение своим знаниям, и вузом в Москве, где выбор больше, может оказаться не таким прямолинейным.

Дело в том, что в нижегородские вузы поступить несколько легче, чем в столичные, жить здесь несколько дешевле, а образование в наших лучших вузах не хуже, чем в московских хороших. Да, там есть уникальные вузы: аналогов МГИМО или Бауманки в Нижнем нет. Но радиофак университета имени Лобачевского вполне конкурентоспособен на фоне многих московских заведений этого профиля. И есть много перспективных направлений, где мы конкурентоспособны.

Изначально шел разговор, что ВСМ соединит Москву и Казань, это могло принести нам определенные транзитные плюсы. Были надежды, что китайская программа строительства высокоскоростных магистралей будет сопряжена с нашей программой, но, видимо, договориться об условиях вложения в этот проект китайских денег не удалось, и пока эта идея отложена на неопределенное время.

Были разговоры и о том, что между ВСМ Москвой и Санкт-Петербургом вообще не стоит строить — не все ясно с окупаемостью. Но, похоже, склонились к политическому решению о соединении двух столиц, их творческой жизни (а творчество — это не только искусство, но и наука, технологии, новые формы бизнеса). Жизнь и там и там протекает интенсивно, и объединение этих потенциалов даст синергетический эффект. Пусть даже не будет быстрой окупаемости самой магистрали, все окупится на другом уровне.

Что касается Нижнего Новгорода, то будет хорошо, если мы также включимся в эту орбиту. Пусть у нас нет такой самодостаточной жизни, как в Санкт-Петербурге, но, возможно, к моменту, когда ВСМ построят, у нас будет готов ответ — или хотя бы часть ответа — на этот вызов.

Сложности с землеотводами, с созданием инфраструктуры — это проблемы федерального уровня. Нам они принесут определенные хлопоты, но при наличии политической воли и выделении денег из федерального бюджета это не станет серьезным препятствием — напротив, возможно, попутно будут решены какие-то проблемы регионального уровня, как это было при подготовке к чемпионату мира по футболу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 14 ноября 2019

Заголовок в газете: Новый вызов — новые возможности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру