Налоговики идут в рестораны, ЧОПы, на очереди – рынки

Налоговики идут в рестораны, ЧОПы, на очереди – рынки

Объем теневых доходов, серых зарплат, с которых не уплачиваются налоги и не отчисляются обязательные взносы в фонды, в Нижегородской области оценивается в 300 млрд рублей – такие данные были приведены на пресс-конференции Управления ФНС России 22 октября со ссылкой на совещание ФНС в Саратове, где недавно обсуждалось выполнение федеральной программы по легализации теневой заработной платы в ПФО.

В теневом секторе – больше бюджета

По данным заместителя руководителя ФНС России Светланы Бондарчук (и Росстата), в целом по стране величина такого серого сектора достигла 13 трлн рублей.

Налоговики сопоставляли в том числе такие факторы, как уровень легальных зарплат и закредитованность населения, а они отражают существенное превышение расходов над доходами, которое по разным субъектам дает разные цифры. Так, в Республике Татарстан оно составило 44,8%, или 458 млрд рублей в 2017 году, а в Саратовской области – 31,5%, или 141 млрд. Кроме того, сравнивали рост зарплат и налоговых отчислений.

Округ, по словам Бондарчук, является одним из ведущих в стране по уровню экономического развития. В целом налоговые доходы регионов демонстрируют высокую динамику поступлений, +13,2% в первом полугодии 2019 года. В то же время темпы поступления НДФЛ и страховых взносов, или «зарплатных платежей», существенно отстают от темпов поступления остальных налогов.

Причем такая ситуация наблюдается не только на малых и средних предприятиях, но и в крупных компаниях с числом работников более 2,5 тыс. человек. То есть существенная часть доходов граждан находится в серой зоне, а значит не работает на развитие экономики регионов.

По словам главы УФНС по Нижегородской области Виктора Большакова, в регионе работают комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ, а риск-ориентированный подход позволяет прицельно отбирать объекты для проведения контрольных мероприятий. Налоговики говорят, что юристы, которые сейчас предлагают «сто один законный способ оптимизации», откровенно лукавят, если не сказать более грубо. Схемы ухода от налогов давно известны, самые простые – это неоформленные трудовые отношения или частичная легальная выплата заработной платы и выплаты явно ниже, чем в среднем по этой отрасли экономики.

«Мягкая сила»

Когда налоговые органы начинают глубже вникать в деятельность таких компаний, выявляются и иные правонарушения: необоснованное применение налоговых вычетов по НДС, неправомерное включение расходов в состав затрат, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли компании. И это становится сигналом к более пристальному вниманию.

Профилактикой занимаются в межведомственных комиссиях по легализации теневой заработной платы. В них рассматриваются материалы о работодателях, отражающих в отчетности заниженные данные о величине заработной платы работников. Приглашение на такую комиссию – сигнал, что компания попала в зону усиленного контроля налоговых и правоохранительных органов. При этом у нее есть возможность выйти из тени добровольно.

– За девять месяцев в консолидированный бюджет Нижегородской области поступило 121,3 млрд рублей налоговых платежей и сборов, из них НДФЛ (это 42% бюджета) составил 50,8 млрд рублей, что на 13% (5,8 млрд) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста составил почти 113%. Это лучший показатель в ПФО, – сообщил руководитель регионального УФНС России Виктор Большаков на пресс-конференции, – при этом рост заработной платы – 107%.

В результате такой «мягкой» работы с работодателями, которые платили своим сотрудникам зарплату ниже установленного МРОТ, Нижегородскому УФНС за восемь месяцев этого года удалось дополнительно привлечь в бюджет 125 млн рублей. Далее – уже после «спасительных бесед» с теми, кто платит зарплату ниже средней по отрасли, – от таковых дополнительно поступило 325 млн.

По словам Большакова, на межведомственные комиссии приглашались руководители семи организаций пассажирских перевозок (маршрутные такси), где минимизировали выплаты, официальная зарплата варьировалась от 9136 до 14 466 рублей в месяц. В результате руководители этих организаций добровольно приняли решение отказаться от применяемых схем и поднять зарплату сотрудников до среднеотраслевого.

В частности, от восьми крупных компаний-перевозчиков дополнительно поступило 18 млн рублей, поступление по НДФЛ увеличилось на 70%.

Кроме того, проверяли и частные медицинские клиники, рассказал Виктор Большаков, где врачи будто бы чуть ли не мечтают о том, чтобы вернуться в бюджетную медицину, так скупо бизнес оплачивает их труд (это ирония. – Ред.). Официальная зарплата в частных клиниках оказалась ниже средней по медицинской отрасли – меньше 29 тысяч рублей. Но потом сразу зарплаты в частных учреждениях почему-то резко выросли – на 44%.

В итоге за восемь месяцев 2019 года в консолидированный бюджет области дополнительно «влилось» 449,8 млн рублей.

Женщины плачут – мужья работали нелегально

– Получение заработной платы «в конверте» приводит к социальной незащищенности, и не только самих работников, но и их семей, – заявляет руководитель УФНС Виктор Большаков. – Особенно ярко это проявляется при начислении и невыплате алиментов, при наступлении тяжелой жизненной ситуации, получении травмы на производстве или, не дай бог, гибели кормильца при исполнении им трудовых обязанностей.

В случае смерти кормильца его дети лишаются пенсии по потере кормильца или она выплачивается в значительно меньшем размере. При этом у недобросовестного работодателя появляется возможность избежать ответственности за гибель работника. Но, несмотря на отсутствие документов, налоговые органы проводят все необходимые мероприятия по легализации данных трудовых отношений. Также граждане рискуют понести потери от невозможности оформления ипотеки и других потребительских кредитов, не получат значительные суммы денежных средств при начислении отпускных, при увольнении по сокращению штата, при получении компенсации за неиспользованные дни отпуска.

Чем пахнет в общепите?

В завершение Виктор Большаков отметил, что в ближайшее время планируется рассмотрение организаций, осуществляющих деятельность в сфере частных охранных служб и общественного питания (рестораны), поскольку там почему-то непопулярно применение ККТ – контрольно-кассовой техники, не дают чеки и не принимают плату по карточке. «Мы сейчас определяемся с теми организациями общепита, с которыми начнем работу в ближайшее время». В первую очередь речь идет о сетевых брендах.

А на вопрос корреспондента «МК», почему же не проверяют рынки, где почти все торговцы, в том числе с оборотом в сотни тысяч рублей в день с прилавка, работают без ККТ, глава УФНС сказал, что «на рынках, конечно, безобразие, но мы дойдем и до них».

Что касается нашумевших проверок нижегородских ДУКов, то, оказывается, претензии у налоговой службы были не только к сормовской управляющей компании, но проверялись некоторые УК (из так называемого «пятидучья»), входящие в московское АО «Домком инвест». «Им тоже выставлены претензии (доначисления) на десятки миллионов рублей, – сказал глава налоговой службы, – и пока они ничего не заплатили».

Елена КОЛОСОВА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2019

Заголовок в газете: Кто еще не «обелен»?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру