Вопрос разработки Белбажского месторождения соли повис в воздухе

Сроки реализации проекта не называют, преференций не просят

Недавно губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, который на село нечасто выезжает, посетил Ковернинский район. По какому поводу и в связи с чем, не сообщалось, но проблем в районе много. Программа визита была обширной, поручений по социалке дано множество: от ремонта крыши детсада «Чебурашка» до устройства водоотведения и очистных на Узоле.

Сроки реализации проекта не называют, преференций не просят
Фото: Ярослав Гунин

Ликвидация импортозависимости

В пресс-службе правительства области не ответили, поднимался ли во время поездки вопрос разработки Белбажского месторождения каменной соли с вложениями от 5 до 9 млрд рублей, о чем более двух лет назад громко заявило ПАО «Соль Руси» (Москва). Это был один из самых перспективных проектов последних лет – сродни космодрому для суборбитальных полетов, по которому областные власти тоже на днях подписали некое соглашение.

К концу 2018 года в Ковернинском районе должен был заработать современный соляной промысел Белбаж – Понурово.

«На Белбажском месторождении соль будет добываться методом подземного выщелачивания. В первую очередь необходимо возвести инфраструктуру – построить дороги и усилить существующую систему энергоснабжения, затем мы приступим к размыву соляных пластов для получения рассола, который на выходе будет подвергнут вакуумной выпарке. Для этого потребуется пробурить около 20 соляных шахт, куда под высоким давлением будет подаваться вода. Процесс размыва будет длиться от 6 месяцев до одного года. Одновременно мы начнем строительство основного производственного комплекса», – рассказывал в 2016 году тогда президент ПАО «Соль Руси» Станислав Черкасов. Все презентации были подкреплены внушительным бизнес-планом, с подробно описанной технологией. А рынок открывался почти всероссийский. Соль нужна не только населению, но и потребителям от пищевой промышленности до химической, нефтяной и фармацевтической.

Про разработку Белбажского месторождения в области говорили давно, но тема стала суперактуальной для инвесторов на волне антисанкций и ухудшившихся отношений с Украиной – одним из основных поставщиков соли в Россию.

С ноября 2016 года наша страна ввела запрет на импорт соли из ряда стран, а у нас тут под боком – уникальные природные запасы. По словам заслуженного геолога России, первооткрывателя Белбажского месторождения (1973 год, 155 км от Нижнего Новгорода) Алексея Коломийца, его освоение позволило бы уже в течение двух-трех лет отказаться от экспорта соли из стран ближнего зарубежья.

Потому что здесь на глубине 460 м залегает пласт, который дает соль очень высокого качества, с содержанием NaCl в 99,98%, аналогов которой мало не только в России, но и в мире.

По данным Роснедр на 2016 год, подтвержденные запасы соли месторождения превышали 2,5 млрд тонн.

«Соль Руси» планировала добывать более 600 тыс. тонн каменной соли ежегодно, а в перспективе – до одного миллиона тонн, построив два солезавода.

Соль всегда в цене

Конечно, соль наряду со спичками и хлебом – один из самых насущных для людей продуктов и всегда будет в цене. Поэтому, когда громко и публично было объявлено, что создается компания «Соль Руси» специально для управления разработкой уникального пласта в Ковернинском районе, в которое вошло ООО «Нанотэк» с лицензией на пользование белбажскими недрами с целевым назначением для разведки и добычи полезных ископаемых, это привлекло очень большое внимание.

Компания заявила, что в ближайшие два года будут построены рассолопромысел, рассолопровод, завод по производству поваренной соли сорта экстра, а также возведена сопутствующая инфраструктура: подъездные пути, линии электроснабжения, рабочий поселок. Инвестиции должны были окупиться в течение шести лет. Что самое важное, обещали создать 475 рабочих мест в этом непростом лесном краю.

Всё по-взрослому

Теперь вопрос – на какие средства собирались импортозамещаться? В компании «Соль Руси» заявляли, что хотят реализовать проект полностью за счет средств частного капитала (при таком рынке деньги вернутся точно. – Ред.) путем выпуска акций.

Учредителем компании выступил ЗПИФ «Ресурс», он же – контролирующий акционер ПАО «Соль Руси», сообщала сама же компания. Среди акционеров – около 1000 физических и юридических лиц. Но структура капитала и схема управления очень непростые. Купить-продать акции можно было на внебиржевом рынке, через специальных брокеров. Планировался и выход на биржу. Рассматривалась и возможность проектного финансирования, утверждалось, что «ведутся переговоры с ведущими государственными и частными банками (Сбербанк, ВТБ, МКБ и др.)». Но ведь банкам придется деньги возвращать.

Еще один весомый довод в реальность механизма: разработкой проекта завода должно было заняться структурное подразделение Ростеха – «Гипроцветмет», говорил председатель совета директоров ПАО «Соль Руси» Михаил Скворцов.

На сайте Ростеха появилось сообщение, что специализированный научный институт ОАО «Гипроцветмет», входящий в состав НПЦ «РТ-Глобальные ресурсы» (на 100% дочерняя структура ГК «Ростех»), и ПАО «Соль Руси» 26 мая 2016 года подписали договор на проектирование предприятия по добыче соли на Белбажском месторождении. «Гипроцветмет» выполнит работы по подготовке проектной и рабочей документации для строительства рассолопромысла, солевыварочного завода и сопутствующей инфраструктуры – магистрального трубопровода по перекачке рассола. А компания «Нанотэк» подписала контракт с геологоразведочным ООО «Интехпроект» на бурение в границах лицензионного участка.

Салават Хайруллин, гендиректор «Интехпроекта», говорил, что керновый материал будет обработан геологами и направлен в испытательные лаборатории для проведения необходимых исследований. «Соль Руси» и «Нанотэк» получили технические условия от «МРСК Центра и Приволжья», филиал Нижновэнерго, для обеспечения электрической энергией строительства и эксплуатации рассолопромысла.

Нижновэнерго обязался запроектировать и установить ячейку 10 кВ в РУ-10 кВ ПС «Ильино-Заборская»; запроектировать и построить ЛЭП-10 кВ от ПС «Ильино-Заборская» до границ лицензионного участка ориентировочной протяженностью 13,7 км. «Нанотэк» подало заявку на проведение государственной экспертизы проектной документации объектов рассолопромысла. «Гипроцветмет», в свою очередь, нанял подрядчика по разработке исходно-разрешительной документации по проекту с ООО «Джеолоджикал Майнинг Консалтинг» (ООО «Джи Эм Си»).

Однако все эти железобетонные документы срабатывали при одном условии – «перечисление денежных средств подрядчикам осуществляется после получения заказчиком денежных средств на выполнение указанных работ от ПАО “Соль Руси”».

Областные чиновники тоже были подключены к проекту и, естественно, всячески приветствовали такого солидного инвестора. Говорили, что «Соль Руси» готовится к заключению специального инвестиционного контракта с правительством Нижегородской области, предусматривается предоставление налоговых льгот проекту по разработке Белбажского месторождения каменной соли.

Закладка первого камня должна была состояться весной 2017 года. Строительство первого завода – в конце 2018 года, а в начале 2019-го ожидали поставку соли потребителям.

«После выхода предприятия на проектные показатели поступления от реализации проекта в областной и местные бюджеты составят свыше 1 млрд рублей, в федеральный бюджет и внебюджетные фонды – свыше 200 млн рублей в год», – указывал министр промышленности области Максим Черкасов.

Телевизионщики даже съездили на экспериментальное «бурение» и рассказали про добычу.

Пришли за дивидендами

Тем временем на фоне таких «успехов» акции компании показывали чудеса роста. Капитализация достигала 10 млрд рублей (по внебиржевым данным. – Ред.). Но работы на площадке не продвигались.

Потом начались неприятности. Председатель совета директоров ПАО «Соль Руси» Вячеслав Чикалин оказался вовлеченным в махинации с исчезновением миллиардов рублей со счетов одного из банков. А частные вкладчики уже захотели получить обратно свои вложения с «баснословными дивидендами».

Столичные СМИ начали рассказывать про пикеты и обращения в полицию пенсионеров-акционеров. Сообщалось, что уже проводится проверка по факту заявлений жителей Москвы, которые якобы были обмануты на 2 млрд рублей, вложенных в строительство соляного завода в Нижегородской области. Но компания тоже отреагировала – через сайт – и пригрозила подавать в суд на клеветников.

Однако в марте 2018 года проект был еще жив. В министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений области состоялось совещание по вопросу разработки компанией ПАО «Соль Руси» Белбажского месторождения каменной соли и строительства солезавода. В совещании приняли участие министр инвестиций, земельных и имущественных отношений С. А. Баринов, заместитель министра Д. В. Полилова, заместитель министра экологии и природных ресурсов А. С. Гриднев, генеральный директор корпорации развития Нижегородской области М. В. Тевс, представители министерства промышленности, торговли и предпринимательства и департамента по недропользованию по ПФО. От ПАО «Соль Руси» присутствовали председатель совета директоров М. Ю. Скворцов и заместитель генерального директора С. В. Смыслов.

В ходе совещания министр обратил внимание всех присутствующих на то, что проект имеет стратегическое значение для области и является важным элементом программы импортозамещения в целом для страны. Участники совещания были проинформированы о привлечении в проект новых инвесторов – корпорации «Гефест» и ЗАО «АльфаХимПром» и «новой схеме реализации проекта».

Кому достанется стратегический пакет?

В начале 2019 года сама же компания сообщила, что Банк России принял решение аннулировать лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, предоставленную ООО Управляющая компания «ПСК» (управляла ЗПИФ ДПИ «Ресурс», в составе имущества которого имелись акции ПАО «Соль Руси»).

«Временное управление имуществом закрытого паевого инвестиционного фонда ДПИ “Ресурс” в настоящее время осуществляет специализированная организация, которая в текущий момент проводит процедуру по определению юридического лица, который будет владеть пакетом акций ПАО “Соль Руси”, ранее принадлежавшим ЗПИФ ДПИ “Ресурс”, – заявляется на сайте компании. – Следует обратить внимание, что аннулирование Банком России лицензии УК “ПСК” на управление ПИФ “Ресурс” не имеет отношения к лицензии на разведку и добычу соли Белбажского месторождения. Процедура, которую в настоящий момент проводит специализированная организация, означает только то, что в проект войдет новый акционер».

Однако понятно, что привлечение к управлению еще одной УК уже больше похоже на финансовый лабиринт, чем на добычу соли.

На запрос «МК» в компании «Соль Руси» не ответили.

Пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области в марте 2019 года сообщила, что в настоящее время компания не приступила к разработке Белбажского месторождения каменной соли и строительству солезавода, сроки реализации проекта не называет, за предоставлением преференций не обращалось.

Вместо промысла: сортир да бытовка

О том, что происходит на земле, на площадке Белабажского месторождения, читайте в репортаже Ярослава Гунина, который побывал этой зимой в Ковернинском районе.

В 2018 году завод должен был начать свою работу, и тут-то выяснилось, что все, что за это время построила компания неподалеку от села Белбаж, это деревенский туалет типа сортир и бытовка. Возмущенные акционеры потребовали вернуть вложенные средства, но телефоны общества не отвечали.

В небольшой деревеньке Парамоново, где находятся два объекта, зимой безлюдно. Большинство домов или развалились, или выставлены на продажу. Обитаемым оказался длишь один дом на краю села, в котором проживает Николай Сорокин. Раньше он работал сторожем, когда здесь была хоть какая-то техника, сейчас по привычке он ходит проверять сохранность бытовки, но уже больше года не получает за свой труд ни копейки.

Возле его дома лежат образцы породы – в 1970-х годах сюда приезжали геологи и смогли добуриться до соли земли, которая залегает на глубине 400 метров.

О том, что они ходят по соли, местные знают, но никаких особых эмоций не испытывают. За реализацию проекта брались еще в Советском Союзе, но никто дальше геологических испытаний не зашел. В местном магазине в продаже оренбургская соль по цене 16 рублей за килограмм. Эти затраты в Белбаже может позволить себе каждый. Одна акция «Соли Руси» стоила в 10 раз дороже пачки оренбургской соли, а вот такие траты для местных уже непосильны. Инвестировать в собственные недра Белбаж не готов.

– Вы думаете что-то изменится? Ничего не изменится. Приезжала сюда техника, постояла рядом с флагами, и где она сейчас? Уехала! Напишите лучше, что у нас больницы нет, – просят местные жители.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 13 марта 2019

Заголовок в газете: Куда делся соляной инвестор из Белбажа?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру