При каких условиях благосостояние россиян будет расти

Прогноз низкого роста ВРП касается в первую очередь доходов нижегородцев в 2019 году

Год назад на Западе оценивали состояние российской экономики очень негативно, и даже наши экономические ведомства были очень осторожны в своих прогнозах. В результате же неделю назад в информационном пространстве прошла целая дискуссия о причинах того, что рост оказался намного выше – 2,3%.

Прогноз низкого роста ВРП касается в первую очередь доходов нижегородцев в 2019 году

При этом на телеканале «Евроньюс» обсуждались итоги прошедшего года, по результатам которого экономика еврозоны в целом выросла примерно на 1,5% (заметно ниже прогнозов), притом что экономика Италии вообще показала рост 0,6%. Вот так работают эти экономические прогнозы.

Как мне видится общероссийская ситуация, большое влияние на нее оказывает, во-первых, начавшаяся кампания против ряда наших олигархов и бизнесменов. На Западе им стало уже не так уютно, не так безопасно. Хотя данные Центробанка говорят, что большого притока капитала назад нет, но я думаю, что несколько уменьшился отток. Те деньги, которые при ранее существовавших обстоятельствах были бы выведены, сейчас как-то пристраиваются внутри страны.

Во-вторых, импорт тоже стал меньше. Аналитики либеральной направленности из этого делают выводы о плохом состоянии российской экономики. Я же оцениваю это немного по-другому. Корни здесь стоит искать не в падении курса рубля, который при всех колебаниях прошлого года не изменился кардинально, а в том, что борьба с коррупцией начала давать некоторые результаты.

Раньше откаты можно было получать сразу, как только выделялись деньги на тот или иной проект, и сразу выводить их за рубеж или тратить здесь. Теперь же люди, причастные к распределению финансовых потоков, стали осторожнее. Деньги если каким-то образом и распределяются не только на те цели, на которые они предназначены, то лишь опосредованно – через выполнение каких-то проектных работ, технологическое обеспечение проекта и так далее. То есть они идут по следующему инвестиционному кругу и тоже работают на экономику страны, пусть и таким кривоватым способом.

И, наконец, сегодня уделяется много внимания решению стратегических задач в сфере производственной экономики, когда реализуются проекты с высокой добавленной стоимостью, где требуется кооперация многих производств. И такое взаимодействие сильнее сказывается на развитии экономики, чем конкретные операции «купи-продай», хотя они и дают конкретному бизнесмену более высокую норму прибыли.

Нижегородская область лежит вполне в русле этих тенденций. У нас есть и Росатом, и «Алмаз-Антей». Да и ГАЗ не последнее по технологическому уровню предприятие. То есть у нас многие предприятия могут выиграть на указанных тенденциях. Выиграют или нет – нужно смотреть на детали, на ситуацию в конкретной отрасли.

Что касается прогноза Финансового университета при правительстве России о развитии валового регионального продукта в Нижегородской области, то это исследование опиралось на потребительские настроения. И на потребительском рынке таких замечательных тенденций мы не увидим. Однако я считаю, что это, напротив, говорит в пользу нашего региона.

Если бы экономика области была построена только вокруг торговых сетей и прочих радостей потребительского рынка, то нас бы ожидали не самые лучшие времена и снижение роста ВРП до уровня в пять десятых процента было бы вполне реальным. Но поскольку наша экономика развивается в силу действия других механизмов, результат должен быть заметно выше. Иначе говоря, зарплаты и доходы у нас вырастут не так сильно, как нам бы хотелось, но это не означает, что не вырастет и региональная экономика – ведь это не только зарплаты и доходы.

Скажем, сейчас Нижний Новгород решает задачу обновления образовательной инфраструктуры, и хотя в один год эта проблема не решится, строительство школ и пристроев к школам ведется. Целью ставится уменьшение очередей в яслях и детских садиках и полная ликвидация в школах второй смены. Озвученные планы формирования в Нижнем образовательного кластера подразумевают не только инновации в области методик преподавания и образовательных технологий, но и создание современной инфраструктуры обучения, чтобы дети сидели и учились не абы где. И это тоже региональная экономика.

Поэтому прогноз низкого роста ВРП касается в данном случае в первую очередь наших доходов в 2019 году. А если точнее, не доходов, а прогнозов нашего потребительского поведения. Мы живем не в самом бедном регионе, но дальнейший рост доходов может иметь в своей основе либо природную ренту (например, у нас добывается газ и он подорожал – регион получает средства в виде налогов, зарплата растет); либо рост производительности труда, что требует инвестиций, обновления оборудования, повышения квалификации кадров – и это процесс небыстрый. Какое-то время мы были по росту зарплат выше среднероссийского уровня, возможно, эта волна заканчивается и некоторое время не мы будем убегать от менее богатых регионов, а они будут нас догонять. Что же, можно за них порадоваться.

Однако, как я вижу ситуацию, торможения нижегородской экономики в целом в 2019 году не произойдет (если не брать чисто потребительский сектор, который был предметом упомянутого исследования). А общий рост экономики со временем приведет и к тому, что доходы населения также начнут расти.

Сюжет:

Падение курса рубля

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: Вырастет экономика – вырастет и благосостояние

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру