Острота бюджетных вопросов в Нижегородской области снизилась

За последний год ни среди депутатов, ни в прессе о бюджете Нижегородской области, о межбюджетных отношениях не было бурных дискуссий. Это связано с тем, что с приходом нового руководства действительно произошли изменения и в бюджетной политике, и в межбюджетных отношениях.

Острота бюджетных вопросов в Нижегородской области снизилась
Фото: Олег Зайцев

Нередко бюджет рассматривают как бухгалтерский документ, показывающий соотношение доходов и расходов. На самом деле бюджет – это финансовая политика региона. И главный вопрос этой политики – за счет чего наполняется бюджет.

Традиционно основным источником бюджетных денег являются налоги. Но кроме налогов в условиях нынешних рыночных отношений областная власть имеет и другие возможности пополнения бюджета. Это не только сдача в аренду и продажа своей собственности, но и привлечение инвестиций. В первую очередь за счет грамотной экономической и налоговой политики, способствующей росту малого и среднего бизнеса, что ведет к увеличению налоговых поступлений и созданию новых рабочих мест. Иными словами, за счет повышения инвестиционной привлекательности региона.

Мало сосчитать деньги, которые мы ждем – для этого большого ума не требуется. Поиск возможностей для увеличения бюджета – вот с чего начинается политика.

По предварительным итогам 2018 года, за 9–10 месяцев мы видим, что в сравнении с 2017 годом доходы бюджета увеличились, а расходы как бы сократились. На самом деле они не сократились, но на фоне увеличившихся доходов бюджет превратился из дефицитного в профицитный. Профицит составляет около пяти с половиной миллиардов рублей, что превышает показатель предыдущего года. То же можно сказать и о бюджете областного центра, где также произошли положительные изменения.

Итоги подводить рано, но уже сегодня можно сказать, что, во-первых, острота бюджетных вопросов в текущем году снизилась – для населения, для политиков и общественных деятелей. Во-вторых, исчезло противоречие в межбюджетных отношениях города и области. Мы видим, что у города нет таких острых вопросов к областному бюджету, которые были еще полтора года назад. В-третьих, дефицит бюджета преодолен, при этом и госдолг региона пусть и ненамного, но начал сокращаться.

В перспективе, несмотря на трудности, которые испытывает в условиях санкций вся российская экономика, у нашей области есть хорошие возможности для наращивания бюджетных возможностей. И за счет оборонно-промышленного комплекса, который активно получает заказы на нашей территории, и, что особенно радует, за счет развития агропромышленного комплекса. Недавно прошедшая в Москве выставка «Золотая осень» показала, что нижегородский агропром на очень даже неплохом счету, несмотря на то что наш регион находится в зоне Нечерноземья.

Сейчас можно констатировать, что, по данным минфина Нижегородской области, доходы на одного жителя региона составляют 37 с лишним тысяч рублей (это не доходы населения, а соотношение бюджета и числа жителей). Это второе место в ПФО. Но и расходы на одного жителя превышают 35 тысяч (то есть профицит заметен и здесь). И это тоже второе место в ПФО.

Бюджет Нижегородской области на сегодняшний момент, безусловно, заключает в себе массу проблем, массу противоречий, особенно с точки зрения расходной части. С точки же зрения его формирования положительные тенденции уже отчетливо заметны.

Основные споры при обсуждении бюджета Нижегородской области будут связаны с поиском дополнительных источников поступления доходов. Ну и, как всегда, непростой будет дискуссия между партией власти и ее оппонентами о том, на какие объекты и в каком объеме направлять средства в первую очередь.

Думаю, коммунисты не изменят своей традиции и будут голосовать против утверждения бюджета, хотя и примут активное участие в его обсуждении.

Важным инструментом, который начала использовать областная власть, стало формирование модельных бюджетов для всех муниципалитетов региона. Это, по сути, модификация проектного подхода к формированию бюджета. Проблема решается как проект. И деньги, причем в увеличенном в полтора раза объеме, выделяются на проекты, а не на латание дыр.

Бюджет должен быть прозрачным, а бюджетные деньги должны быть «мечеными»: каждый бюджетный рубль должен иметь свой цвет и сохранять его, куда бы этот рубль ни двигался. Должна быть возможность легко проверить, использован он на решение проблемы (эффективное или нет – отдельный разговор) или высветился в чьем-то личном кармане.

Естественно, это проблема не только региональная, но и общероссийская, и федеральный центр движение в этом направлении уже начинает – мы видим, сколько возбуждается антикоррупционных дел по всей России.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 7 ноября 2018

Заголовок в газете: Проекты вместо латания дыр

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру