Модельные бюджеты внедрят в муниципалитетах Нижегородской области

Муниципалитеты приведут к справедливым расходам

13.09.2018 в 13:27, просмотров: 556

С будущего года в муниципалитетах Нижегородской области будут внедряться так называемые модельные бюджеты. Переход на новую методику расчетов инициирован главой региона Глебом Никитиным еще в конце 2017 года, после оценки текущей ситуации, когда действующая финансовая поддержка муниципалитетов не дает нужного эффекта. Порой даже на самые приоритетные расходы в районах не хватает средств и нет стимулов для зарабатывания.

Модельные бюджеты внедрят в муниципалитетах Нижегородской области

Хватает ли денег?

На внеочередном заседании комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания 4 сентября министр финансов области Ольга Сулима и ее заместитель по бюджету Юрий Шалабаев представили депутатам основные направления бюджетной и налоговой политики на 2019–2021 годы, а также методику формирования межбюджетных отношений с учетом «модельных бюджетов».

Сейчас в качестве финансовой помощи муниципальным образованиям используются, причем на постоянной основе, нормативы отчислений от налогов. Но такая система дает неравномерное распределение доходов по районам, хотя ее плюс – в том, что у районов есть мотив к наращиванию налогов. Также муниципалитетам дают дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности исходя из численности потребителей бюджетных услуг и налогооблагаемой базы.

Однако такая схема не дает ответа, хватает ли муниципалитету денег на выполнение всех полномочий.

Кроме того, территории имеют право на дотацию на сбалансированность, и такая дотация предоставляется независимости от потребности, что, по мнению области, не есть правильно.

Вдобавок местные власти часто сидят в коридорах минфина и просят у него целевые субсидии на какие-то срочные нужды – вещь индивидуальная и субъективная: кому-то их дают, а кому-то нет, единой конкурсной процедуры отбора не существует.

Нет в нынешнем механизме также и единых, прозрачных критериев оценки финансовых возможностей, а в самих муниципалитетах нет четких критериев распределения бюджетных средств (да и профессиональных кадров не хватает).

Должникам установили планку

В ту же корзину – «самостийная» порой кредитная политика муниципалитетов. Из-за недостатка средств приходится занимать в банках под высокий процент, залезать в долги и потом снова просить дополнительные средства у области.

Отсюда возникает потребность упорядочить бюджетные расходы, обеспечить муниципалитеты средствами, необходимыми для полноценного исполнения полномочий. Гарантировать в местной казне самые приоритетные статьи – зарплата, дороги, ЖКХ, благоустройство и учесть специфические особенности района, и главное – обеспечить выполнение указов президента, а также заложить инвестиционные расходы в соответствии с госпрограммами и финансовый резерв на случай ЧС. В числе жестких требований минфина – стабилизация и достижение необходимого уровня финансовой безопасности территорий. А именно: предельный объем муниципального долга в каждом муниципалитете региона не должен превышать 40% (исходя из этой цифры в бюджет и закладывается помощь по обслуживанию долга. – Ред.). Таковых, по словам представителей минфина, насчитывается не больше десяти, в их числе Нижний Новгород, Балахна, Кстово, Дзержинск, Володарск, Урень и др. Те районы, где уровень долговых обязательств меньше, могут использовать помощь области в качестве бонуса.

Все прочие затраты отдаются на откуп местным властям, тем самым сохраняется некая относительная финансовая самостоятельность МСУ.

Отнормируют

Однако главный риск такой методики в том, что она выявит существенный недостаток средств в местных бюджетах.

Нормативы потребления разных услуг будут рассчитываться на основе усреднения по ряду субъектов РФ с применением понижающих и повышающих коэффициентов.

«Фактически мы переходим к более детальному расчету потребностей муниципалитета. Свыше 20 тысяч параметров по каждому муниципальному образованию закладывается в новую методику. Мы рассчитываем, что ее результаты будут гораздо более точно отражать реальные потребности МСУ», – считает глава бюджетного комитета Александр Шаронов.

А возможности цифровой экономики позволяют создавать соответствующие электронные системы и программные комплексы для расчетов «модельных бюджетов» и для контроля за распределением средств внутри бюджета.

Как сказал Юрий Шалабаев, в новую методику формирования бюджетов планируется заложить более 20 тысяч параметров по каждому муниципальному образованию (данные Росстата, налоговой службы, Росреестра).

ИАС – информационная автоматизированная система – будет гибкой, в ней можно учитывать индивидуальные особенности муниципалитетов, социально-экономические изменения и законодательные.

«Главное, чтобы начальные вводные, предоставленные местными властями, были достоверными», – говорит замминистра. За это главы МСУ будут нести ответственность. Муниципалитеты, по словам областных финансистов, по некоторым позициям дают данные, которые в разы, в десятки раз отличаются от фактических.

«Для расчета модельных бюджетов минфин разделил 380 муниципальных образований области на 16 групп в зависимости от численности населения, – рассказал Юрий Шалабаев. – Сгруппировал расходы по функционалу (на образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.) с выделением расходов, наиболее ярко характеризующих конкретную группу (общее образование, благоустройство). Кроме того, учитывалась специфика муниципальных образований: протяженность дорог, площади муниципального жилого фонда, наличие ФОКов и проч. За счет такой гибкой методики и индикации можно подтянуть отстающие и поддержать районы зарабатывающие, с высоким уровнем развития – для таких территорий тоже предусмотрена мотивация».

На вопрос депутатов, в какие цифры выльется такое справедливое распределение, представители минфина заявили, что районы, по идее, должны получить больше денег. Речь может идти о 8–9 млрд рублей по году. Однако все будет зависеть от фактического наполнения областной казны. Так что пока это только модель.

«Конечно, при этом мы понимаем, что потребности могут быть реализованы при соответствующих финансовых возможностях», – отметил председатель комитета по бюджету и налогам Александр Шаронов.

В сентябре региональному парламенту предстоит скорректировать закон о межбюджетных отношениях, а главам муниципалитетов подписать соглашение с минфином о соблюдении определенных критериев доходов и расходов.

Указы президента и снижение госдолга

Кроме того, на этом же заседании министр финансов области Ольга Сулима коротко обрисовала депутатам основные направления формирования бюджета и налоговой политики Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

«Параметры областного бюджета на 2019 год будут определены в том числе исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по ежегодному снижению доли общего объема госдолга региона в налоговых и неналоговых доходах не менее чем на 2%, которые установлены соглашением с Минфином РФ в 2017 году при проведении реструктуризации нашей задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета, – пояснила Ольга Сулима. – Перед субъектами бюджетного планирования поставлена задача оптимизации расходов».

По словам министра финансов, сохранится социальная направленность главного финансового документа с учетом дальнейшего роста зарплат отдельным категориям работникам соцсферы (согласно майскому (2018 года) указу президента), индексации социально значимых расходов в соответствии с инфляцией и поддержки семей, имеющим детей.

Заложено в проекте бюджета и обеспечение транспортной доступности при обслуживании льготных категорий граждан. Будет проведено повышение уровня минимальной оплаты труда бюджетников до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Продолжится в области адресно-инвестиционная программа, при этом в первую очередь финансово обеспечивать будут строительство объектов, находящихся в высокой степени готовности, объектов, которые строятся с участием федеральных средств, и те объекты, которые включены в указ президента от 2018 года.