Нижегородские промышленники и ученые рассказали, что им нужно для прорыва

Обсуждение стратегических направлений развития Нижегородской области, которые будут закреплены в базовом документе «Стратегия 2035», подходит к завершению.

Нижегородские промышленники и ученые рассказали, что им нужно для прорыва
Фото: правительство Нижегородской области

Свободных денег нет

На минувшей неделе в Нижнем Новгороде прошли ключевые сессии по развитию промышленного, научно-технического потенциала региона и предпринимательства. Участники собирались на профильных площадках – в Нижегородском государственном техническом университете имени Р. Е. Алексеева и в Торгово-промышленной палате области.

Предложения высказывались как достаточно экзотические, например создать на базе НГТУ факультет космонавтики, так и вполне прагматичные. К примеру, выстроить, хотя бы внутри региона, систему госзакупок так, чтобы местные предприятия могли заранее планировать свое участие в них, готовить производство, а не отдавать госзаказы в руки перекупщиков.

Примечательно другое: есть огромная заинтересованность специалистов, преподавателей в развитии той самой творческой, инженерной, изобретательской жилки, которая всегда активно билась в Нижнем Новгороде, но сегодня очень плохо востребована. Почему?

Вот об этом на стратсессиях говорили представители научной общественности, практики с предприятий. Почему бизнес опасается инвестировать в новые технологии и разработки?

А на что может рассчитывать отечественный инвестор (не считая оборонки) в условиях, когда нет больших собственных средств, банковские кредиты дорогие и в экономической атмосфере доминирует неуверенность и неопределенность?

Только – на заказ государства или госкорпораций, а также на участие в федеральных программах и проектах, где тоже все достаточно зарегламентировано.

А оборонщики, перед которыми сейчас поставлена задача диверсификации производства, увеличения гражданского сектора, тоже важны надежные рынки и гарантии сбыта продукции, и они требуют госпрограммы по гражданке. Все эти вопросы-ответы напрямую можно обратить и на инновации.

Инновации как побочный продукт

Очень дельным и конкретным было выступление представителей передового Арзамасского приборостроительного завода (от группы по инновациям). Они откровенно заявили, что хотят войти в реестр поставщиков ГК «Росатом» и уверены, что в процессе работы над новыми изделиями инновации обязательно родятся как побочный продукт. Потому что на предприятии работают хорошие инженеры, конструкторы и руководители, которые способны двигать инновационное производство.

И приборостроители абсолютно правы: когда есть научная и производственная среда, творческий коллектив, атмосфера – это неизбежно.

– Помните, как родились лук и стрелы (первые инновации древнего мира)? – поинтересовался представитель АПЗ. – Первобытные охотники сушили на солнце шкуры убитых примитивными орудиями зверей. Чтобы шкурки не сворачивались, их натягивали на палки, которые в конце концов сгибались и закруглялись, а шкурки пружинили. Оставалось только вставить стрелу.

Поэтому для создания инновационных производств нужны три составляющие. Кто это будет все делать? Те самые мозги и кадры. Что – сами идеи, которые надо реализовывать. Глобальный рынок перенасыщен идеями в любых отраслях. Поэтому нужно определить те самые «точки бифуркации», вокруг которых должны образовываться инновации. Что это должно быть для конкретного предприятия? Робототехника, биомедицина, загадочные и пока не очень востребованные нанотехнологии или бытовая электроника? И куда?

– Куда продавать инновации? – задаются вопросом эксперты. – В России это своего рода культурная проблема. Очень мало людей, руководителей, исполнителей, кто хорошо осведомлен, на чем можно сделать прорыв инновационного производства, кто ориентируется на мировом рынке…

– Хорошо бы, чтобы государство начало говорить предприятиям, что делать. Если будет госзаказ, инновации будут сопутствующим бонусом. Мы, АПЗ, хотели бы работать в области атомной энергетики, и если такие заказы у нас будут, инновации тоже родятся. Но они не создаются на ровном месте. И еще: только свободный человек, который имеет материальную базу для себя и своей семьи, может генерировать прорывные идеи, – уверены представители инженерного сообщества.

Заказчик главный

Поэтому почти каждое предприятие мечтает включиться в большой подряд, на большом проекте, с «богатыми» заказчиками и госкорпорациями: Газпромом, Росатомом, Роснефтью, Ростехом и другими, но таковых немного.

Поэтому промышленники жаловались на трудности включения в реестр поставщиков, когда невозможно пройти сертификацию, если оборудование было разработано пять-семь лет назад, но не использовалось. Даже наши отечественные компании с госучастием создают дополнительные ограничения для отечественных предприятий, не идут навстречу.

Отсутствует стимулирование импортозамещения. Как говорил корреспонденту «МК в НН» один из представителей промышленностей: «Вы поймите, мы можем поставить любое оборудование, в любом комплекте, из любой страны, пусть через кривые схемы… И если заказчик указывает в списке импортные комплектующие, то мы должны поставить условно импортные лампочки – американские, шведские, немецкие. Заказчик сегодня правит бал».

Нижегородские промышленники больше всего говорили про госзаказ: «Плохое планирование – предприятие должно знать о больших госзакупках задолго заранее. Мы, например, уже сейчас, в августе, планируем свои закупки на год. А государство формирует списки значительно позже и потом еще постоянно вносит в них изменения, а затем все это транслируется на низшие уровни. У нас 750 госзаказчиков в области, и хотелось бы знать план закупок раньше, чтобы предприятие заранее могло подготовить производственный процесс и мощности. Кроме того, наши госзаказчики постоянно дробят крупные закупки и дают “перекупам”, которые хранят продукцию на складах, пользоваться этим инструментом. Местные предприятия почему-то не участвуют в формировании госзаказов в больших масштабах. Хотя иногда удивляешься: мы можем делать аналогичную импортной продукцию, но госзаказчик или некомпетентен, что в России такая производится, либо преследует какие-то свои интересы. А если при формировании госзаказа будет происходит общественное обсуждение и предприятие само сможет давать информацию, то госзаказчик сможет уже на основании этого ориентироваться, формировать конкурсное предложение. Если хотя бы в Нижегородской области внедрить такую систему, то затем можно будет транслировать ее и на другие регионы», – говорили выступающие из группы по проблемам импортозамещения.

Взаимодействие науки и промышленности тоже идет с трудом, как и внедрение инноваций. Как оказалось, цели в экономической сфере и научной порой не совпадают, к тому же сроки возврата вложенных средств ну очень разные. Предприятия не всегда хотят инвестировать в НИОКР, а в науке не всегда можно просчитать эффект и результат. Кроме того, сегодня перед вузами стоит задача не только готовить кадры, но и зарабатывать деньги от научной деятельности. У студентов недостаточно мотивации на научно-исследовательские работы. Механизм внедрения идей в практику отсутствует. Не удается выстроить долгосрочную работу с институтами и фондами содействия инновациям, с предприятиями по НИОКР.

– Нужно более плотное лоббирование нижегородских проектов на федеральном уровне, координация и стимулирование сотрудничества науки и промышленности, – говорили представители университетов. – Ставить надо для вузов целевые задачи и разрабатывать механизм возврата вложенных в НИОКР средств, возможно, за счет реинвестирования. Следующий этап – создание областного центра трансфера технологий. Проблема коммерциализации технологий. Надо помогать талантливым студентам реализовать свои идеи, перевести их в продукт.

Подготовленные кадры тоже не всегда соответствуют ожиданиям самих предприятий. Отсюда решение: заказ на компетенции выпускников, гарантии и поддержка НИОКР, в случае успешной разработки – госзаказ на данную продукцию.

Хотим, но не можем

Эксперты в группе повышения производительности труда акцентировали внимание на проблемах нехватки средств для финансирования инновационных технологий и низкой технологической оснащенности предприятий. Меры господдержки известные: льготное кредитование, льготное налогообложение, государственные лизинговые программы, подтвержденные госзаказы для малых предприятий в случае вложения собственных средств в технологии. Государственный заказ на целевую специализацию или переобучение для средних и малых предприятий. А сейчас человек с медицинским образованием льет металл, металлург занимается продажей обуви. Нет заинтересованности сотрудника (и компании) в развитии собственных навыков на конкретном предприятии.

С другой стороны, нет возможности работать по профессии для тех, кто все же этого хочет. А предприятие, например, имеет компетенции, но не имеет инфраструктуры для развития какого-то конкретного производства, чтобы двигаться дальше (например, энергетических мощностей). Поэтому требуется компенсация со стороны местной власти, если предприятие вкладывается своими средствами в развитие.

Присутствующие на сессии также предложили внести в итоговый документ пункт о необходимости участия властей Нижегородской области в крупных всероссийских тематических мероприятиях, посвященных промышленности.

Много говорили о внутрирегиональной кооперации (о ней уже лет 10 говорят. – Ред.). К примеру, судостроительные компании региона практически не сотрудничают друг с другом, поскольку каждой доступен полный цикл производства. Однако, по убеждению экспертов, создание крупных отраслевых проектов является приоритетной задачей, хотя каждый собственник – конкурент и борется за свою рыночную нишу.

Куда вложиться? В роботов или термояд?

«В итоге в Стратегию региона внесли предложения по развитию ядерной медицины, лазерных исследований и разработок в области термоядерного синтеза, – отметил и. о. министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Игорь Сазонов. – Мы даже не ожидали, что у нижегородцев будет такой высокий интерес к вопросам промышленности, экономики, научно-технического прогресса. Некоторые из высказанных предложений серьезно проработаны, интересны и могут войти в Стратегию практически без дополнительной корректировки».

По словам Игоря Сазонова, в работу над проектом Стратегии области активно включились около 30 нижегородских отраслевых научно-исследовательских институтов, вузы и пять институтов РАН.

«Например, участники сессий высказали идею снабжения отдаленных населенных пунктов сжиженным газом вместо строительства стационарных газопроводов, что требует больших финансовых затрат, – добавил и. о. министра. – Нижегородские ученые сейчас разрабатывают установку, которая позволит снабдить жителей газом без создания дополнительной инженерной инфраструктуры».

«Я считаю, что новое руководство области, разрабатывая Стратегию развития региона, пошло очень правильным путем всенародного обсуждения программы, – отметил Евгений Ивашкин, проректор НГТУ имени Р. Е. Алексеева. – Сегодня состоялся очень интересный разговор, достаточно непростой. Это показывает, что люди тщательно знакомятся с программой, предлагают свои решения, им интересно будущее региона».

«Я услышал очень дельные предложения по улучшению бизнес-климата, некоторые из которых уже заложены в проект Стратегии, а какие-то были выдвинуты впервые», – подчеркнул глава региона Глеб Никитин, который подвел итоги по теме стратсессии “Инвестиции и предпринимательство”. – Интересные предложения были выдвинуты по созданию базы проектов в сфере государственно-частного партнерства, участия малого и среднего бизнеса в проекте “Эффективная губерния”, развитию инвестиционного портала. Обязательно будем работать над их включением в Стратегию. Много предложений касалось тарифной политики ресурсоснабжающих организаций и развития коммунальной инфраструктуры. Мы в Стратегии учитываем это направление работы и будем действовать в интересах развития бизнеса», – добавил Глеб Никитин.

Президент ICANN (International Community Association of Nizhny Novgorod), генеральный директор Hexagon Composites Rus Ингвар Братсберг подчеркнул, что в проекте отражены все предложения, которые нужны для процветания бизнеса в Нижнем Новгороде.

«Такое широкое обсуждение стратегического документа для бизнеса крайне важно. Иностранные инвесторы хотят видеть со стороны власти стабильность, поддержку. В Нижегородской области это есть», – отметил Игвар Братсберг.

«Мы обсуждали и меры поддержки для малого бизнеса, и вопросы смягчении штрафов, надеемся, что бизнес получит новые импульсы для развития», – добавила Ирина Войнова, член совета нижегородского отделения общественной организации «ОПОРА России».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Госзакупки, кадры, мотивация

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру