Конец года. Пора подводить итоги

Конец года. Пора подводить итоги
pixabay.com

Времена настали непростые. Люди покупают и читают книги, чтобы найти ответы: кто-то ищет параллели, кто-то ищет выходы, кто-то просто любопытствует, что может произойти дальше? Одни читатели жаждут сильных эмоций, другие находит в сюжетах убежище от реальности. Вот об этом и хотелось бы сегодня побеседовать с известным литературным критиком – Галиной Юзефович. Галина, у кого как не у вас спросить о самых лучших книгах 2021 года, которые его маркировали, как-то ознаменовали, охарактеризовали. Каково ваше мнение?

Вы правы, наша страна сейчас переживает сложный период: санкции, спад в экономике, слабеющие образование, наука, медицина. На этом фоне наша литература, что удивительно, чувствует себя совсем неплохо. Я бы даже сказала, что мы наблюдаем некоторый расцвет. Новинок на российском книжном рынке по-прежнему очень много. Конечно, всего, что вышло за уходящий 2021 год, я прочесть не успела, но могу назвать лучшее из того, с чем уже ознакомилась. Я выделила среди писателей, пишущих на русском языке, пять авторов, которые, безусловно, являются лидерами в своих жанрах. Именно они задают тон и определяют направление в развитии жанров. И 2021 год не явился в их творческой работе исключением.

Для начала хотелось бы сказать несколько слов об Олеге Радзинском – авторе романов «Суринам» и «Агафонкин и время», а также мемуаров «Случайные жизни». Если бы был конкурс на самого недооцененного русского писателя современности, то Олег, пожалуй, его бы выиграл. Хочется надеяться, что его новый роман «Боги и лишние» – поэтичный, сложный, глубокий по мысли и увлекательный – сумеет переломить досадную тенденцию и позволит наконец Радзинскому занять заслуженное место в пантеоне современной прозы.

Очень сильно впечатление произвел на меня роман «Истребитель» Дмитрия Быкова. Я уже писала подробный обзор этой книги, не буду повторяться, но на мой взгляд, это одновременно и лучший роман Быкова, и просто одна из лучших современных книг, мною прочитанных.

Отметился в 2021 году хорошим романом и Виктор Пелевин. Его «Transhumanism Inc.» ¬– это еще одно сочинение о цифровом рае (или аде) и его повелителе Люцифере, обреченном мучить других и терзаться при этом самому. Возможно, это не самое сильное сочинение Пелевина, но определенно заслуживающее внимание российского читателя.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на историческом детективе известного российского писателя Валерия Жмака. В серии «Тревожная весна 45-го» он работает под псевдонимом «Валерий Шарапов». Я уже знакома с его произведениями, с прекрасным языком, с неповторимой стилизацией и поэтому очередной роман – «Человек в безлюдной арке» – раскрыла, предвкушая получить огромное удовольствие. Действие романа разворачивается в 30-е годы. При этом досконально воспроизводится довоенный советский быт. Глава семьи, потомок дворянского рода, на досуге изготавливает фигурку льва, которая разбирается на 4 части, каждая из которых самостоятельный предмет, а в собранном виде лев содержит некую надпись. Инженер раздает части головоломки членам своей семьи и сообщает, что когда сын достигнет совершеннолетия, они вновь соберут льва и узнают зашифрованную тайну. Совершеннолетним мальчик становится в 1941 году. И тут все начинает рушиться: отца забирают сотрудники НКВД, начинается война, на которую сын совсем не хочет попасть. Дальше повествование идет в двух не слишком далеко отстоящих друг от друга хронологических пластах 40-х годов: жизнь мальчика во время войны – невероятно увлекательная история не без образовательных компонентов (включая школу абвера для диверсантов), и послевоенный период, который ознаменовался, как это часто бывает в странах, переживших тяжелые войны, всплеском преступности.

Валерий Жмак как истинный мастер уделил огромное внимание вплетенным в сюжет реальным историческим событиям и мельчайшим деталям, благодаря чему читатель полностью переносится в середину XX века. Как и все предыдущие, роман «Человек в безлюдной арке» получился безупречным и по содержанию, и по форме. Абсолютно блистательное, фундаментальное и заслуживающее места в всех рейтингах произведение, оставляющее глубочайшее впечатление.

Наконец, отличное завершение «Поста» Дмитрия Глуховского – очень неожиданное, совсем не похожее на первую часть, но, в то же время, образующее с ней концептуально целостное (и странным образом обнадеживающее) высказывание.

Благодаря книгам таких выдающихся писателей как Дмитрий Быков, Валерий Жмак, Виктор Пелевин и Дмитрий Глуховский современная художественная и документальная литература в России не просто доказывает свою жизнеспособность, но и позволяет отметить ее несомненный прогресс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру