«Сюжет литературного шедевра всегда рождается из импульса свыше»

«Сюжет литературного шедевра всегда рождается из импульса свыше»
pxhere.com

Интервью с председателем правления Союза писателей России Николаем Ивановым

Автобиографическая справка: Николай Федорович Иванов – автор более 30 книг. В 2018 году абсолютным большинством голосов был избран председателем правления Союза писателей России.

Николай Федорович, вот уже более трех лет вы руководите самой представительной и значимой в России профессиональной писательской ассоциацией – Союзом писателей России, ставшим преемником Союза писателей СССР. Вы были членом первого Союза и являетесь членом второго, скажите, ощущается ли разница между ними?

Географически почти ничего не изменилось – СПР по-прежнему объединяет наиболее маститых и известных писателей из всех бывших республик СССР. Более того, появились представительства нашего Союза в других странах – от Германии до Австралии. Другое дело – жанры и социальные темы. Время не стоит на месте, и в ответ на новые запросы общества рождаются новые авторские идеи. Назову лишь несколько литературных поджанров, получивших широкое распространение в последние двадцать лет на российском книжном рынке: исторический детектив, фэнтези, провинциальный (уютный) детектив, новеллизации.

Союз писателей России является учредителем двух литературных премий – «Золотое перо Руси» и Премии имени Александра Фадеева. Почему ваш Союз «обделил» вниманием другие Премии?

Начну с того, что эти Литературные премии – самые уважаемые и весомые в писательской среде на всем постсоветском пространстве. Премия имени Александра Фадеева вообще одна из старейших – ее учредил Совет Министров СССР в декабре 1972 года. «Золотое перо Руси» появилось в 2000-м году, но благодаря высочайшим критериям отбора в лонг- и шорт-листы успело снискать всеобщее уважение. Лауреатами этих двух Премий становятся по-настоящему выдающиеся писатели и поэты, творящие на русском языке.

Николай Федорович, к сожалению, публицистику и серьезную вдумчивую литературу в нашей стране издавать стали меньше. С чем вы это связываете?

Вынужден согласиться: серьезная литература переживает не самые лучшие времена. Основными вестниками и проводниками этой литературы всегда были так называемые «толстые журналы» - «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Юность», «Октябрь», «Роман-газета», «Литературная Россия». У всех этих изданий интереснейшая история и огромные заслуги перед обществом. Вряд ли кто-то будет это оспаривать. Но трагедия заключается в том, что все заслуги остались в прошлом. Да, читать сейчас стали поменьше, множество текстов перекочевало в Интернет. Но что выдающегося «толстые» журналы сделали для читателей сегодня или, хотя бы, за последние двадцать лет? Является ли достижением то, что «Знамя» пять раз публиковало «шедевры» бывшего министра А. Улюкаева, а главный редактор «Нового мира» А. Василевский регулярно печатает стихи своей жены, которую не знает ни один российский поэт? Уверен - нет. И читателя не обманешь. Читатель это замечает и мгновенно теряет интерес к подобным изданиям. В результате тиражи журнала «Знамя» с 1990 года по настоящее время сократились в 500 раз. А тиражи «Нового мира» упали с почти трех миллионов экземпляров до жалких двух тысяч. Не лучше обстоят дела и у других изданий.

Да, это действительно катастрофа. Есть ли выход из сложившейся ситуации?

К счастью, да. В российском читающем обществе появился запрос на качественную жанровую литературу. На запрос быстро откликнулись ведущие издательства России и начали выпускать как замечательные жанровые серии, так и отдельные книги. Оказалось, что хорошо написанные жанровые книги с успехом заменяют «серьезные» эссе, публицистику и тяжеловесные романы-исследования. Ведь сюжет литературного шедевра всегда рождается из импульса свыше, безотносительно жанра, направления или формы. Виртуозно написанный детектив или боевик поднимает те же социальные проблемы и ставит перед читателем те же острые вопросы, что и классическая литература.

Не могли бы вы назвать наиболее талантливых писателей, ставших маяками в своих жанрах и направлениях?

Конечно. Дмитрий Быков – бесспорный лидер в гротеске, конспирологии и трагикомедии. Гузель Яхина создает блестящие исторические романы о нелегкой доле национальных меньшинств в СССР. Валерий Жмак – непревзойденный мастер исторического детектива. Дмитрий Глуховский замечательно пишет в жанрах фантастики и постапокалиптики. Леонид Юзефович более двадцати лет лидирует в жанре альтернативной истории. Людмила Улицкая первая в жанре реализма. Владимиру Сорокину удаются неповторимые антиутопии. Виктор Пелевин лучший постмодернист. Дина Сабитова первая в детской литературе.

В последнее время набирают популярность новеллизации. Как вы относитесь к этому литературному явлению?

Пик популярности новеллизаций пришелся на 1960-е годы. Сейчас интерес к ним возвращается. Я хорошо отношусь к этим произведениям, но при условии, что написаны они на высоком профессиональном уровне. Последняя неплохая работа в этом жанре, с которой я ознакомился – «Собибор: восстание в лагере смерти» Ивана Беркутова. Но лучшим автором новеллизаций в России я считаю Валерия Жмака.

Космическая одиссея «Время первых», роман-катастрофа «Ледокол», военная драма «Летчик Девятаев»?

Да, эти новеллизации написаны безукоризненно. Для создания новеллизаций издательства подбирают самых выдающихся и талантливых авторов. Валерий Жмак в своих работах добился уникальной детализации и задал очень высокую планку качества. Чтобы понять это, достаточно прочитать любую из его новеллизаций и ознакомиться с читательскими отзывами, которые можно охарактеризовать одной фразой: «Труд настоящего мастера». Читатели и критики по праву рассматривают новеллизации «Время первых», «Ледокол», «Летчик Девятаев» и «Лев Яшин» как самостоятельные литературные произведения, уровень которых превзошел первоисточники.

Кто еще пишет на таком же высоком уровне?

По стопам Валерия Жмака, переняв его приемы, пошли молодые писатели – Максим Кабир («Пиковая дама») и тот же Иван Беркутов («Собибор»). Еще раз подчеркну: качественную новеллизацию может создать только выдающийся писатель. Невозможно сочинять слабые романы и неожиданно «выстрелить» при написании новеллизации.

Спасибо, Николай Федорович за содержательные ответы. Успехов вам и вашему творческому Союзу!

Интервью подготовил и провел С. Лойко.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру