Нижегородский театр драмы им.Горького готовит премьеру

Спектакль состоится после отмены запрета массовых мероприятий

Введенный на все культурно-массовые мероприятия в регионе карантин смешал планы театров, нарушил график проведения фестивалей, и когда он не завершится, никто не знает, н. Но о новом, необычном спектакле накануне запланированной, но пока не состоявшейся премьеры мы успели узнать некоторые подробности.

Спектакль, созданный по мотивам романа «Доктор Живаго» (16+), тонко выстроенную лирико-музыкальную композицию, скоро представит Нижегородский театр драмы имени М. Горького. На сцене лишь он и она – Поэт и его муза, окруженные, как в облаке, звуками, воспоминаниями – вновь проживают предлагаемые произведением обстоятельства, в которых они однажды встретились, любили друг друга, а позже расстались навсегда. В предельно лаконично оформленном пространстве сцены нет ничего лишнего: лишь несколько условных декораций, минимум реквизита и скромная мебель. Когда ничто не отвлекает внимания, поэзия, красота звучащего слова становятся одним из действующих лиц, а все события происходят в воображении зрителей.

О том, как родилась идея спектакля, рассказали его соавторы: режиссер-постановщик Зоя Куликовская – художественный руководитель театра драмы и поэзии «Белый мост» и заслуженный артист РФ Александр Мюрисеп. Идея постановки – полностью инициатива Александра Васильевича. Он раскрыл фабулу замысла:

– Спектакль «Доктор Живаго» стоит несколько отдельно от общепринятого – это жанр поэтического театра. Если вы помните структуру романа Бориса Пастернака, то, наверное, обратили внимание, что в основном тексте, где идет изложение жизни героя, стихов нет. И только последняя, 17-я часть романа включает все произведения поэта Юрия Андреевича Живаго. Конечно, все стихи связаны с тем, что есть в сюжете романе. Перед нами стояла задача воссоздать этот особый поэтический мир героев. Это не инсценировка романа, от начала которого юноша проходит долгий путь, до самого последнего дня жизни, где ему уже за тридцать. Естественно, я не смогу сейчас взяться за эту роль. Если вы заглянете в программку, то увидите, что там нет роли Юрия Живаго, но там есть Поэт. И это я уже имею право сыграть. Моя партнерша по сцене воплощает музу Поэта – не только Лару, но и всех женщин, с которыми пересекалась жизнь Юрия Андреевича.

Александр Мюрисеп неслучайно обратился со своей мечтой к Зое Николаевне – она уже несколько десятилетий руководит театром «Мост» в ДК ГАЗа, много ставит и умеет создавать в спектаклях тот самый «поэтический мир». На одном из фестивалей любительских театров «Град Китеж» он был председателем жюри, посмотрел две работы ее коллектива, после чего сделал предложение поставить с ним спектакль.

– Александр Васильевич к тому моменту (сентября прошлого года) внутренне уже был готов – знал все стихи наизусть. Сначала в нашей репетиционной комнате на Автозаводе мы все выстроили. Затем результат посмотрел директор театра Борис Петрович Кайнов и одобрил его, после чего мы приступили к репетициям на сцене драмы – было всего лишь несколько репетиций. Работа с Александром Васильевичем для меня стала потрясением. Это великолепный, большой артист. Он чувствует поэзию и понимает ее. Мне нужно было только собрать пазлы воедино: подобрать музыку, организовать пространство, в котором будет существовать спектакль. Все вместе мы рассказываем о том, что такое любовь по-настоящему.

Героиню под загадочным именем Она сыграют в очередь две актрисы: Анастасия Новикова из театра «Белый мост» и Мария Каддо – студентка четвертого курса театрального училища, ученица Александра Мюрисепа. Весь спектакль Она не говорит и напрямую не взаимодействует с партнером, но в финале прервет молчание единственной фразой.

Мария видит этот образ как единое целое с Поэтом: «Моя героиня – вовсе не бессловесная “часть декораций”. Она, как тень его и женское начало, которое нельзя описать одним словом, но без нее не было бы его стихов».

Для Анастасии участие в спектакле стало полной неожиданностью – это дебют на профессиональной сцене и большая ответственность: «Хочется, чтобы шлейф музы Поэта, который присутствует на протяжении всего спектакля, почувствовали зрители в зале». Образ Лары для нее противоречив – это «сочетание несочетаемого» в одной женщине.

Третьего персонажа театрального действа – Пианиста воплотит преподаватель Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки Екатерина Ульяницкая. Метафоричный «мир человеческий и земной» она создаст, исполняя сочинения Александра Скрябина (кумира Пастернака), Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева. На контрасте, «мир хаоса» и разрушение всего былого, в Гражданскую войну, предстанет через произведения Кшиштофа Пендерецкого. Рояль стал центром композиции спектакля, а музыка – его душой.

Первый показ «Доктора Живаго» заявлен в афише на 11 апреля. Начало в 18:30. Телефон для справок 419-51-73.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 2 апреля 2020

Заголовок в газете: «Доктор Живаго»: отложенная премьера

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру