Из-за самоизоляции нижегородцы изучают культуру в онлайне

В связи с карантином по COVID-19 театры перешли в онлайн

В связи с карантином по COVID-19 театры перешли в онлайн
Фото pixabay.com

Звоню подруге своей, она врач, врачам сейчас очень тяжело, поэтому разговариваем с ней по телефону последнее время чаще обычного – я ее развлекаю всякими байками и новостями, прочитанными и услышанными в каких-нибудь подкастах на YouTube, она меня – официальной статистикой и рекомендациями министерства здравоохранения.

Обычно она уставшая и больше слушает, чем говорит сама, а тут вдруг с таким воодушевлением в голосе начала первая рассказывать: «Представляешь, ехала в маршрутке и слушала концерт Мацуева, звук в наушниках, а сам он на экране телефона как живой, такой артистичный! – и слышу я: радуется она по-настоящему, и усталость уже почти забыта. – Первое отделение – “Времена года”, а во втором “Денис Мацуев и друзья” джазовые импровизации играли. Очень здорово, их я уже дома, с нормальным звуком послушала. Успела».

Я тогда, кстати, не успела, потому что в этот самый момент «Электротеатр Станиславский» давал трансляцию нашумевшего спектакля – оперы-операции «Октавия. Трепанация» в постановке режиссера Бориса Юханонова. После мировой премьеры в год столетия революции в рамках фестиваля Holland Festival российская премьера состоялась только почти через два года – осенью 2019-го, и попасть на спектакль с тех пор было крайне сложно. А тут вдруг трансляция, ну невозможно было такое пропустить.

А Дениса Мацуева я послушала на следующий день в записи на портале Культура.РФ. Этот концерт открыл серию виртуальных «концертов без публики», которые Московская филармония начала транслировать в рамках домашнего сезона после отмены всех живых концертов в связи с карантином по COVID-19. Мацуев – один из немногих музыкантов, чей, действительно, невероятный артистизм способен «овеществить» любую виртуальную реальность. Но даже он чувствовал себя не в своей тарелке, потому что, как он признался после концерта на своей страничке в Facebook: «Отдача зала, “химия”, энергетика… отсутствует, как будто глухая стена окружает, но при этом ты понимаешь, что в этот самый момент тебя видят и слышат миллионы».

Причем, упомянув про «миллионы», он ничуть не преувеличил. Онлайн-концерт народного артиста России пианиста Дениса Мацуева при пустом зале в Московской филармонии посмотрели более 1,5 млн человек, что в тысячу раз превышает вместимость Концертного зала имени П. И. Чайковского, на сцене которого выступал артист. Об этом сообщила пресс-служба минкульта. Во время трансляции люди реагировали, они благодарили в комментариях, выражали поддержку, интерес и даже «бурно аплодировали» с использованием эмодзи и подходящих символов.

Расписание онлайн-трансляций есть на сайте Московской филармонии, а если зарегистрироваться, то можно даже настроить напоминания. Очень удобно. Если не успели посмотреть live (живое исполнение в реальном времени), то ничего страшного – записи всех концертов выложены в разделе «Видеокаталог» на сайте филармонии либо их можно найти на портале Культура.РФ. Обещают, что скоро с такими концертами к филармонии присоединится еще и Московская консерватория, будем следить за их анонсами.

Портал Культура.РФ, кстати, тоже очень полезный ресурс, там собрана огромная подборка не только концертов и спектаклей, но и книг, фильмов, лекций, есть даже запись пяти спектаклей нашего театра драмы. Очень удобная навигация выгодно отличает ее от других подобных платформ. И весь контент выложен бесплатно, что немаловажно.

Если портал Культура.РФ доступен по всему миру, то платформа Okko, несколько дней назад запустившая совместный со Сбером проект «Искусство онлайн», доступна только на территории Российской Федерации, Казахстана, Республики Беларусь и Азербайджана и только после регистрации. Но зато с ними сотрудничает Мариинский театр и даже сам проект они запустили с показов двух культовых балетов Мариинки: 20 марта давали «Золушку» Сергея Прокофьева, а 21-го – «Анну Каренину» Родиона Щедрина. «Как вы хорошо знаете, по всей стране прекращены показы спектаклей, остановлена концертная жизнь, – сказал в своем вступительном слове художественный руководитель театра Валерий Гергиев. – Мы явно проходим очень сложный период своей новейшей истории – Мариинский театр дает до 2000 акций в год по всему миру, и вдруг мы вынуждены остановить реализацию наших планов. Но в каждом трудном и незнакомом процессе открываются новые возможности». Валерий Абисалович пообещал, что онлайн будут появляться не только записи спектаклей, но многие концерты и спектакли пройдут вживую, будут играться в пустых залах Мариинки. «Но мы будем знать, что сотни тысяч, миллионы любителей театра и классической музыки будут в ожидании этих показов готовиться к встрече с прекрасным», – заключил он.

20 марта на той же платформе Okko прошел еще один живой концерт, только в этот раз не классический, а роковый. Группа «Би-2» стала одной из первых групп, кто перенес выступление в диджитал в связи с обстановкой в мире и подарил поклонникам возможность попасть на свой концерт бесплатно и не выходя из дома. Запись в прекрасном качестве и с отличным звуком тоже можно найти на Okko. Здесь чуть более запутанная навигация, чем на Культуре, но если зайти в раздел «Подборки», то там сверху будет как раз коллекция проекта «Искусство онлайн», где собрано большое количество прекрасных концертов, спектаклей, лекций по искусству и чудесных художественных фильмов из нашего детства, которые давно уже вошли в золотой фонд кинематографа.

Большой театр по воскресеньям делает трансляции своих балетов в кинотеатры всего мира. Спектакли, идущие в прямой трансляции, можно смотреть на канале Большого театра.

Европа эту практику бесплатных лайвов и онлайн-показов начала еще раньше. И если парижская опера «Бастилия» вещает только на Францию, то нью-йоркская Метрополитен-опера требует лишь регистрации и номера карты, с которой они ничего не списывают, поскольку доступ к архиву записей у них бесплатный пока до конца апреля. А еще с 16 марта Метрополитен-опера запустила акцию Nightly Met Opera Streams – бесплатную серию стримов представлений live в высоком качестве. Трансляции начинаются в 3:30 ночи по московскому времени и остаются доступны еще 23 часа. Все честно и без обмана – мы так на днях посмотрели запись оперы «Лючия ди Ламмермур» в прекрасном качестве, солировала Анна Нетребко, а сегодня планируем послушать великолепную Рене Флеминг в роли Татьяны, стрим оперы «Евгений Онегин».

Точно так же после регистрации можно посмотреть и послушать постановки Венской и Берлинской оперы, а вот «Ла Скала» вещает только на итальянском радио и телевидении, к сожалению.

В Нижнем Новгороде все всегда происходит с небольшим отставанием от столицы, поэтому наши театры и концертные залы всерьез задумались об интернет-трансляциях для своих зрителей только сейчас. Что же, будем следить за ними на сайтах и в их группах в соцсетях и надеяться на хотя бы виртуальную встречу с любимыми спектаклями, артистами и музыкантами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 2 апреля 2020

Заголовок в газете: Как остаться на острие культурной жизни, не выходя из дома

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру