В нижегородском театре «Комедiя» прошла премьера

В театре «Комедiя» поставили детектив Николая Свечина (16+)

В театре «Комедiя» поставили детектив Николая Свечина (16+)
Фото Андрея Абрамова

Первая театральная постановка детективных рассказов писателя Николая Свечина состоялась в середине марта на сцене нижегородского театра «Комедiя». Премьера показала, что зрители приняли спектакль «Сыщики», но и для критического разбора премьеры нашлись поводы.

Писатель Николай Свечин стал известен в последние десятилетия как автор серии рассказов, главным героем которых является сыщик Алексей Лыков. В его произведениях важна не криминальная составляющая, а исследование быта и нравов, на стыке XIX-XX веков. Для создания сценической версии детектива поэт и драматург Евгений Муравьев выбрал рассказ «Дело молитовских отравителей». Нижегородский «Фандорин» – Алексей Лыков и его наставник – глава нижегородского сыска Павел Афанасьевич Благово в нем распутывают серию убийств, произошедших в 1880 году в Нижнем Новгороде.

Чтобы смягчить образ борца с преступностью, лихо справляющегося в рукопашном бою с рецидивистами, в сюжете появилась решительная Варенька (Алёна Баранова), из рассказа «Убийство в губернской гимназии». Рисунок роли Лыкова сделан режиссером Надеждой Ковалевой на контрастах: то это цепкий и проворный полицейский, то нерешительный влюбленный. Актер Игорь Михельсон отличается от авторского описания более солидным возрастом, но более скромной комплекцией. Как признавался автор, Лыков может любым, ведь каждый из читателей представляет себе персонажей по-своему.

Довольно быстро из сюжета становится понятно, кто убийца, и каков мотив преступления. Главным стало выявление способа отравления и хитроумные поступки, которые помогли сыщикам разорвать круговую поруку сговора. Социальный подтекст, актуальные и через полтора столетия ситуации, с легкостью откликались в зале смехом и аплодисментами. Порадовала проработанность, даже самых небольших, ролей.

Однако отрицательные герои получились более убедительными и объемными. Очаровательный прохвост Подгаецкий – Николая Пономарева и хитрый Шарманщик – Валерия Ерукова запомнились зрителям не меньше, чем младший из купцов Бурмистровых (больше напомнивший коммерсанта из 90-х), с широким размахом сыгранного Дмитрием Ериным. Кухарка Киенкова – Ольги Бубновой убедительна в народной смекалке, а двуличный Фабрициус – Андрея Голошапова, кажется, собрал в себе привычки всех мздоимцев. Но, главным в этой компании, стал ловкач Гаранжи – его в разных составах играют Максим Михалёв и Евгений Пыхтин. У первого – это манерный, трусливый щёголь, а у второго – циничный тип.

Пролог, с песней ярмарочных скоморохов, где упоминаются нижегородские топонимы, настроил действо на нарочито лубочный лад. Площадная форма и музыка задали тон всему спектаклю, повлияли на характер ролей. К примеру, начальник Благово (засл. арт. РФ Валерий Кондратьев), словно добрый отец для Лыкова, а губернатор Безак (Михаил Булатов) – благостный чиновник, со смешными усами. Вдова Бурмистрова (Юлия Палагина) показана недалекой, простоватой купчихой, вдруг превращающейся в эффектную даму, в сцене страстном танго.

Композиции, специально написанные для спектакля известным российским композитором Кимом Брейтбургом, вопреки ожиданиям, вызвали наибольшую критику. Одним, нарочитая народная стилизация показалась излишней и песня о Волге – неуместной, напомнившей эстрадные мелодии. Казалось, все они случайно переместились на 140 лет назад, из иной эпохи. Другим же эти вставки и лирика пришлись по душе, настроили на несерьезное отношение ко всему показанному на сцене.

Монументальную, разборную «стену», на которую проецируется 3D изображение, придумал художник Борис Шлямин, а свет поставил обладатель премии «Золотая маска» Сергей Скорнецкий. К сожалению, рисунок обоев или детали уличной фотографии подчас попадали на костюмы и лица артистов, а навесы над крыльцом городского дома, «вылезали» в бревенчатой лысковской избе, к тому же, постоянное перестроение лавок по сцене показалось оригинальной находкой, но довольно быстро приелось. За легкость подачи, азарт игры, юмор публика прощала и другие «минусы»: неряшливость во внешнем виде Лыкова, его (совсем негеройскую) растерянность, несоответствие в некоторых сценах изображения на стенах дверям в главной декорации.

С другой стороны, есть бодрый темпоритм и мобильность спектакля, скорость смен мест действия. Из участка, в секунду, мы перемещались в дом купца Бурмистрова, а затем, оказывались на улицах в центре города или гуляли вдоль стен Коромысловой башни Кремля.

Спектакль приурочен к 800-летию Нижнего Новгорода, и, возможно, он станет стимулом для культурного туризма почитателей творчества Свечина. Ведь экскурсии «по лыковским местам» популярны, наравне с традиционными маршрутами. Будем надеяться, что премьера найдет своего постоянного зрителя и сможет пробудить в них интерес к истории города и чтению книг.

До конца марта театр приостановил показы спектаклей. Информация о том, когда будет снят карантин, и состоятся следующие показы, можно узнать на сайте, в социальных сетях театра или по телефону (831) 434-04-24.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2020

Заголовок в газете: «Фандорин» по-нижегородски

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру