Уникальное ремесло возрождается в поселке Варнавино

На весь Варнавинский район осталось не больше десяти мастеров

На весь Варнавинский район осталось не больше десяти мастеров
Фото Ярослава Гунина

70 лет назад этот промысел привез из Архангельска в Нижегородскую область народный умелец. Традиции резьбы по кости в Варнавине прижились, а потом и приумножились. Кустари-одиночки объединились в артель, заняли здание бывшей пересыльной тюрьмы и поставили работу на поток, хотя этот промысел не свойствен для региона, в котором не водится ни моржей, ни слонов, чьи клыки и бивни обычно служат материалом для мастеров-косторезов. Для удешевления работ стали использовать кости крупного рогатого скота.

В довольно большом здании непривычно тихо. В одной из комнат работает бормашина, и где-то рядом что-то старательно пилят. На стене висит самодельный плакат, который выцвел от времени. «Мы – команда. И здесь наш второй дом. Мы не просто работаем вместе», – написано на нем. Впрочем, на то, что здесь кто-то работает, не похоже. Сегодня к станку пришли два мастера. А ведь когда-то было в разы больше.

– Свыше 100 человек у нас сначала работали. Делали плашки сначала, вязальные крючки. Потом придумали делать бижутерию, затем фигурки, шкатулки. Начали расширять ассортимент, – вспоминает резчик по кости компании «Варко» Татьяна Кучумова.

Сейчас на весь район косторезов осталось не более десятка. Это с учетом кустарей. Молодые люди не идут работать по такой специальности. Свой опыт мастерам передавать некому. Труд сидячий и монотонный. В промысле заняты в основном женщины. У мужчин, как говорят, не хватает терпения и усидчивости. Хотя спрос на продукцию довольно высокий. И сама она стоит немалых денег. Наверное, поэтому основные поставки идут не в столицу, а на Крайний Север.

– Мы делаем только то, что просит у нас заказчик. Работаем на Магадан, Камчатку и еще маленько прихватываем Сахалин. В тренде сувениры, брелоки и магниты на холодильники, – рассказывает резчик по кости Галина Серегина.

Ее артель отделилась несколько лет назад и сегодня чувствует себя на рынке более уверенно, чем коллеги. Конкурентами их никак не назовешь. Но проблемы для отрасли в районе одинаковые. Нет новых кадров. Вся работа выполняется вручную с помощью бормашины. Более тонкая – при помощи лобзика, специальных приспособлений и инструментов. Раньше говяжьи кости варили сами, сейчас закупают сырье в Белоруссии. Ближе взять просто негде. Кости редких видов животных завозят под конкретный заказ.

– А это что? – интересуюсь я у Галины Серегиной.

– Это позвонок кита. Внутри будет медведь, а по краям ветки. Он как будто пробирается сквозь бурелом. Это знаете, какая кропотливая работа! – поясняет мастер.

Позвонок тянет на три-четыре килограмма.

Местные жители очень ценят продукцию, сделанную мастерами из кости. Например, крючки для вязания не электризуются и, как следствие, не притягивают к себе нитки. В продаже их не найдешь, по старой дружбе мастера делают их на заказ.

Произведения искусства в местном музее мы рассматриваем вместе с заведующей сектором экологии и туризма Варнавинского района Еленой Шабровой.

– Вы знаете, это просто уникальные изделия. Ручная работа, и они впитывают в себя энергетику мастера, который их делал. Вот гребни. Они, например, прекрасно воздействуют на волосы. Если мы причешемся таким гребнем, то наши волосы, мне кажется, становятся здоровее, – убеждена она.

Специалисты отмечают, что в основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву.

Местные власти всерьез озабочены отсутствием мастеров и возможной утери такого промысла.

– Мастера, которые сейчас остались, все пенсионного возраста. И наша главная задача, чтобы сохранить промысел, – обучить новых мастеров. Молодежь. Но это сложно. Придется, наверное, брать часть косторезного промысла на бюджет – содержать мастеров за счет Варнавинского муниципального района, – рассказывает глава администрации Сергей Смирнов.

Он как никто иной заинтересован в том, чтобы промысел жил, ведь он составляет своеобразие Варнавинского района среди северных районов области.

Сейчас здесь делают ставку на развитие туризма, и промысел поможет завлечь туристов. Впрочем, если не принять срочных мер по спасению косторезного промысла, уже через несколько лет он может быть полностью утрачен, и память о нем останется только в местном музее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2020

Заголовок в газете: Нерезаные кости

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру