Мужской танец

Звезда российской балетной сцены в Нижнем Новгороде

Звезда российской балетной сцены в Нижнем Новгороде
Фото пресс-службы театра оперы и балета им. А.С.Пушкина

«Как я тебе завидую, – написала мне моя приятельница, много лет живущая в Англии. – Ты живьем увидишь па-де-скляв Али в исполнении прекрасного Олега Ивенко! Я в него еще по фильму про Нуреева влюбилась просто».

В Нижний Новгород молодой премьер из Казани и исполнитель заглавной роли в фильме Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон» Олег Ивенко приезжает уже не в первый раз. Чуть меньше месяца назад он принял участие в «Вечере балета» в качестве приглашенной звезды. «Хорош, великолепен, обаятелен, – писали про него зрительницы на своих страничках в соцсетях. – Жаль, что так мало станцевал». И вот как будто в ответ на эти сожаления Олег Ивенко снова в Нижнем Новгороде на сцене нашего оперного театра – 19 февраля он оттанцевал партию Али в «Корсаре», а через день уже блистал в очередном «Вечере балета».

Традиция «Вечеров балета» зародилась на заре существования Нижегородского оперного театра в самые первые его сезоны. Со временем репертуар пополнился новыми жанрами и форматами, и хореографические концерты стали проходить все реже и реже, а потом прекратились совсем. Но вот в июле 2019 года Нижегородский оперный театр обрел новое руководство, своеобразный триумвират, состоящий из директора и художественного руководителя Александра Топлова, его заместителя по художественному руководству балетной труппой Морихиро Ивата и зама по руководству оперой Дмитрия Белянушкина. Новая метла по обыкновению начала новую уборку, был проведен ребрендинг, появился новый фирменный стиль, новый логотип – заглавная буква «Н», левый штамб которой выполнен в виде ионической колонны, а под ней слова «опера» и «балет», на манер пермского и екатеринбургского оперных домов. И для театра началась новая жизнь.

В рамках этой новой жизни было решено возродить красивую традицию хореографических концертов, и вот уже второй раз на нижегородской сцене в одной программе были представлены самые разные эпохи и стили балетного искусства. Зрители увидели классическую хореографию Василия Вайнонена, Асафа Мессерера, Мариуса Петипа, Петра Гусева и современные постановки Бориса Мягкова, Морихиро Ивата, Леонида Сычева, Татьяны Разенковой. И во второй раз снова в качестве guest star в Нижний был приглашен танцовщик с вполне мировым именем – заслуженный артист Татарстана Олег Ивенко.

Видимо, поскольку в первый раз всем показалось, что его было непростительно мало, во второй Олег кроме па-де-склява в рамках «Вечера балета» исполнил еще целую партию раба Али в уже репертуарном показе спектакля балета «Корсар» на музыку А. Адана, Р. Дриго, Л. Делиба, Ц. Пуни в постановке Морихиро Ивата, премьера которого состоялась в середине декабря 2019 года и как часть ребрендинга стала вторым проектом, полностью поставленным самим Морихиро Ивата на нижегородской сцене.

Известно, что именно образ Али открыл для мира великого Нуреева, став первым триумфом и первым «бисом» легендарного танцовщика. А роль Нуреева в франко-британском фильме «Нуреев. Белый ворон» сделала звездой уже самого Олега Ивенко, имя которого, несмотря на то что к 2019 году молодой человек стал лауреатом многих конкурсов и фестивалей, было известно лишь весьма ограниченному кругу любителей классического танца. Зато после премьеры фильма Олег проснулся уже почти без преувеличения всемирно известным. В США и Великобритании, Японии и Италии – везде после показов картины критики отмечали кроме яркого режиссерского взгляда убедительность исполнителя главной роли.

Олег Ивенко родился в Харькове, там окончил балетную школу, а потом, по собственному выражению, ринулся в Минск, в Белорусский хореографический колледж, где учился его кумир танцовщик Иван Васильев. К концу обучения в колледже Ивенко оказался в числе лучших, и предложения о работе он получил действительно прекрасные, в том числе от Национального театра Украины и даже от представителей знаменитой Венской оперы.

Но, ко всеобщему удивлению, Олег выбрал Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, в который он был принят в сентябре 2010 года. «Я люблю классический балет, а для меня классический балет всегда существовал в первую очередь именно в России, – пояснил свой неожиданный выбор Олег, когда мы с ним разговорились на следующий день после спектакля. – Я не знал тогда, что Республика Татарстан – это не совсем Россия, – он смеется. – Но я ни в коем случае не жалею о своем выборе. Этот театр дал мне абсолютно все, он меня вырастил как зрелого, большого артиста. Мне дают свободу ездить по стране, по миру, к вам вот приехал, в марте в планах Минск, в этом меня поддерживают, и спасибо руководству театра за это».

Нижегородские зрители, без сомнения, тоже благодарны руководству Татарского театра за возможность увидеть прекрасный – техничный и легкий – танец Олега Ивенко. Очень спокойный и уверенный, каждым своим движением транслирующий в зал мужественность и способность на жертву ради идеи, Ивенко, безусловно, украсил нашу постановку «Корсара». Честно говоря, во время первого просмотра балета на партию освобожденного Конрадом раба Али я почти не обратила внимания. В исполнении же Олега она засверкала, как драгоценный камень после огранки. Несмотря на предельную лаконичность костюма, когда на сцене появлялся Али, от него просто невозможно было отвести взгляд.

«Это такая партия: если ты пообещал Медоре и Конраду, что теперь будешь их защищать, так защищай, – чувствуется особое отношение Олега к этой роли. – Моей задачей было показать именно мужской танец. Иногда мужской танец превращается в женские пляски, которые, как по мне, теряют свою ценность. Я отсмотрел очень много танцовщиков, кто-то мне нравится, кто-то нет, а кто-то делает вроде хорошо, но по-женски, нет мужской силы в исполнении. Я решил привнести сюда такую мужественность и драматизм, когда он в конце сражается один против всех. Я надеюсь, что зрители почувствовали ту энергетику, которую я посылал в зал».

И зрители, без сомнения, почувствовали: после спектакля все обсуждения сводились к восторженным: «Великолепно», «Вообще такое зрелище!», «Просто отдыхаешь душой» и, конечно же, самое главное: «Еще пойду!» Это и есть то, ради чего театр устраивает тематические вечера, покупает и привозит новые инструменты, приглашает интересных и знаменитых артистов. То, ради чего вообще всё.

Что касается Олега Ивенко, то он не собирается прерывать свои отношения с Нижегородским театром оперы и балета и планирует привезти к нам зимой 2020 года свой фестиваль современной хореографии Stage Platforma.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 26 февраля 2020

Заголовок в газете: Олег Ивенко: «Моей задачей было показать именно мужской танец»