Рустам Адюков: «Дом – эта твоя страна, люди, которые тебя окружают»

В Решетихе создан уникальный сувенир

В Решетихе создан уникальный сувенир
Фото Андрея Абрамова

Он создает необычную обувь, обувь – арт-объект, которую приобретают коллекционеры со всего мира. Его приглашают на самые престижные международные выставки (такие, как Венский бал обувщиков). И на них он представляет Россию. О нем пишут зарубежные журналы. Он живет в Решетихе под Дзержинском. Он кавалер ордена Мужества. Все это один и тот же человек. Сложный и многогранный. Открытый, как решетихинские просторы, и наполненный смыслами, как народное творчество, в котором он черпает свое вдохновение. Знакомьтесь – Рустам Адюков.

Мы встречаемся в Решетихе. Рустам идет нам показывать панораму старицы Оки, которая буквально завораживает. Вот так она заворожила и его, художника.

 

– Десять лет назад я на дне рождения друга познакомился с женой. Она родом отсюда, – рассказывает Рустам по дороге к откосу. – Пленила меня Решетиха. Здесь я и остался. Здесь потрясающее место, волшебное, намоленное. Мечта для художников! Я много где жил: в Нижнем Тагиле, Дзержинске, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Франции, Швеции, Германии… Творческая душа не знает покоя.

– Вы ведь в Швеции достаточно долго прожили?

– Да, и до сих пор мы со шведами взаимодействуем. Вместе с департаментом внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода готовим приезд моей шведской коллеги Ансе Грахен, она консультант по развитию декоративно-прикладного искусства северной части Швеции. Мы планируем провести конференцию в Нижнем Новгороде и Володарском районе. Цель – сотрудничество и обмен информацией о народном искусстве.

Я много рассказывал о том, какая у нас уникальная область – в ней сосредоточена значительная часть российских народных художественных промыслов. Причем здесь это все и зародилось. Из артелей вылилось в декоративно-прикладное искусство.

Процессы с зарубежными коллегами не прекращаются. В марте меня пригласили в Нидерланды в академию дизайна обуви Криса Ванденберга.

– Как вы начали заниматься обувью?

– Я унаследовал пытливость, какие-то творческие способности от родителей. Человека формируют три составляющих: генетика, общество, семья. Думаю, в моем случае генетика сыграла главную роль. А почему именно обувь – не могу сказать. Помню, одно из самых ярких впечатлений – как маме на работе достались (тогда же дефицит часто распределялся на предприятиях) туфли из Югославии. Она протягивает мне простую советскую картонную коробку: «Вот тебе туфельки». Я думал, это какие-то сандалики, кеды. Но когда я открыл крышку – ахнул. Настолько меня впечатлил дизайн. Подкладка была из шотландской клетки, хорошая кожа… Разработка модели, дизайн… Я тогда не оперировал такими понятиями, но был потрясен. Мне кажется, это и было некое посвящение в профессию.

 

В художественной школе я лепил башмачки из глины. Первую коллекцию сделал из дерева – это были сабо. К сожалению, эта коллекция не сохранилась. А после армии окончательно убедился в своем предназначении. Первая чеченская война перевернула с ног на голову все ценности. Благодаря войне я понял себя.

– Орден Мужества за что получили?

– Наша колонна двигалась по дороге. Мы попали под гранатометный огонь. Я вытащил офицера с поля боя. Были считанные мгновения на решение: бежать под пули или нет. Успел подумать, что если этого не сделаю, буду всю жизнь корить себя. Преодолел эти сто метров за доли секунды. Подхватил на себя. Вытащил с линии огня. Потом понял, что офицер был чуть ли не вдвое тяжелее меня. В том бою меня и ранило, но чуть позднее. Шансов остаться в живых у нас всех было немного. Но мы живы и должны нести свое предназначение.

Любовь к Отчизне – это твое внутреннее состояние, воспитание, культура. Хотелось бы, надев награды, дать некий месседж молодому поколению, что «где родился, там и пригодился». Развивая «Решетихинский колокольчик» здесь, в этом поселке, чувствуешь приятный гнет ответственности. Это некая миссия: создать рабочие места, развивать социальную инфраструктуру места, где ты живешь. Некоторые думают, что их цель – «всё в дом», но нужно понимать: дом – эта твоя страна, люди, которые тебя окружают.

– На Венском балу обувщиков был представлен ваш «Решетихинский колокольчик». Что это за объект? Как он появился?

– Это деревянные сабо-колокольчики. «Юбка» колокольчика – носок башмака, а «язык» – подошва. Идея родилась в поезде. Мы ехали к другу на Алтай. В попутчиках оказался молодой человек из Вологды. Я его спросил, какими прикладными техниками славится Вологда. Он сперва не мог ответить, задумался, ушел куда-то, а потом прибегает: «Валдайский колокольчик же! У нас Валдай рядом!» И тут у меня пазл сложился. Для меня это был как некий посыл: пространство устами этого человека донесло до меня мысль. Ведь колокол – это для нас сакральный образ.

Я так впечатлился, что сел и стал рисовать. Естественно, образ сразу трансформировался под обувь. Так в дороге к волшебным местам Горного Алтая возник этот образ.

«Решетихинский колокольчик» расписан замечательным художником Натальей Козловой-Ларионовой в стиле экспериментальной палехской росписи. Здесь нашли отражение наши решетихинские виды: и Ока, и бобер, и растения… Колокольчик можно подвесить. Он будет язычком звенеть. Это абсолютно аутентичный сувенир. Такого больше нигде нет.

В процессе его создания я понял, что это без пяти минут промысел наравне с матрешкой, хохломской и городецкой росписью…

 

– Что у вас готово на сегодняшний день?

– Это опытный образец, который был представлен на балу обувщиков. Мы имеем поддержку администрации Володарского района. Нам помогли с помещением, с приобретением токарно-фрезерного станка. Думаю, в конце февраля здесь, в Решетихе, мы начнем осваивать мелкосерийное производство. Кроме традиционной технологии хотим опробовать и новейшие разработки, такие как 3D-печать.

Сувенир будет традиционный – дерево, обработка, покраска и инновационный – отливка, подогрев, подсветка. Может быть, даже создадим приложение для обладателей «колокольчика», скачав которое, они смогут между собой общаться.

– Кто вам помогает в реализации проекта?

– Меняется общество, и меняются чиновники. Взаимодействие с администрацией Володарского районе, его главой Геннадием Михайловичем Щанниковым стало продуктивнее и ближе. Я рад и счастлив, что судьба свела меня с людьми, которые болеют за свой район, стараются придать импульс экономике территории, меняют нашу жизнь. Сейчас наша цель – по возможности донести идею до губернатора, представить «Решетихинские колокольчики» не только как арт-объект, но и как сувенир – самобытное явление, способное стать новым нижегородским брендом.

– Вы часто в своем творчестве обращаетесь к декоративно-прикладному искусству?

– Как правило, в каждой новой работе обязательно использую приемы мастеров как из Нижегородской области, так и из других регионов России. На Алтае, например, мне рассказали про мастера, который плетет из конского волоса.

Вообще во всем мире народные художественные промыслы актуальны. Их поддержкой, развитием, современным бытованием озабочены и органы власти, и общественные организации. Это то наследие, в котором можно черпать вдохновение. Но при этом не нужно останавливаться в развитии. Потому что декоративно-прикладное искусство должно изменяться, трансформироваться, не отрываясь от корней, но сохраняя актуальность. Я за эксперименты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 5 февраля 2020

Заголовок в газете:

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру