Нижегородцы смогут увидеть модные аксессуары начала прошлого века

Выставка о моде открылась в НГВК

Выставка о моде открылась в НГВК
Фото Андрея Абрамова

Премьера выставки «Авангард – театр – мода» (6+) состоялась на прошедшей неделе в Нижегородском государственном выставочном комплексе. Дизайн 1920-х и первая женщина-модельер России Надежда Ламанова стали ее главными героями.

Выставка стала продолжением двух предыдущих успешных проектов «Гений в юбке» и «Мода – народу! От конструктивизма к дизайну», демонстрировавшихся в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге несколько лет назад. Вновь, в расширенном варианте, она смогла состояться благодаря поддержке Фонда президентских грантов. Организаторы культурного события продолжают знакомить нас с уникальным направлением в искусстве – русским авангардом, чье влияние распространилось не только на живопись, но и на повседневную моду, театр и промышленный дизайн. По эскизам волонтеры из разных городов нашей страны сделали реконструкцию костюмов, аксессуаров, спортивной формы, одежды тех лет. Оригинальные вещи не сохранились, но по восстановленным работам мы можем судить о новаторстве приемов, смелой фантазии художников-супрематистов. Их идеи ничуть не устарели, а оригинальные находки и украшения в фольклорном стиле используются и сейчас.

Куратор выставки Наталия Козлова познакомила посетителей с идеей решения пространства: «Выставка состоит из трех блоков. В разделе “Театр” мы хотели показать, какие гении в свое время отдали часть творческой жизни театру. С театральных подмостков они вышли в разные области искусства. Другой блок представляет проект “Музей Надежды Ламановой”, где выставлено далеко не все, что у нас есть. Мы мечтаем, что когда-нибудь на нижегородской земле будет создан такой музей. И тогда мы подарим все это Нижнему Новгороду, а если не получится, пусть он появится в Москве». К слову, в год 800-летия города исполнится 160 лет со дня рождения модельера.

Жизнь и творчество Надежды Ламановой, родившейся в 1861 году в селе Шутилово Нижегородской губернии, наиболее важны для нас на этой выставке. Девочка из обедневшей дворянской семьи вместе с родителями в раннем детстве переехала в Нижний Новгород, где поступила учиться в институт благородных девиц (на казенный счет). Повзрослев, как и многие люди того времени, она находилась под влиянием идей романа Николая Чернышевского «Что делать?», поэтому в начале 1880-х уехала в Москву, чтобы трудиться и финансово поддерживать родных. Через два года обучения кройке она стала работать в столичном ателье моделистом, укладывая и закалывая булавками ткани прямо на заказчицах по нескольку часов, что иногда приводило к обморокам дам.

Начало жизни, проведенное в нужде, объясняет, почему так рано она стала самостоятельной, а потом, когда получила статус поставщика императорского двора и разбогатела, при своей мастерской открыла бесплатную школу для девочек. Помимо навыков шитья, они обучались там общеобразовательным предметам. Выставка отчасти воссоздает атмосферу раннего этапа жизни Ламановой. Помогли в этом нижегородские музеи, предоставив оригинальные предметы мебели и быта. Дополнили антураж портрет, редкие фотографии Надежды Петровны и членов императорской семьи, заказывавших у нее наряды.

Ее можно также назвать первым отечественным театральным художником, поскольку в Московском Художественном театре и театре Вахтангова она создавала костюмы для постановок. Прежде актеры их сами себе заказывали и выступали в чем хотели или на что хватало средств.

После революции Ламанова была разорена и даже побывала в тюрьме, от которой ее спасла гражданская жена М. Горького и давняя заказчица – актриса Мария Андреева. Так в ее жизни начался новый этап – она работала в художественной промышленности, занималась моделированием практичной одежды, сотрудничала с театрами. На Всемирной парижской выставке Art Deco 1925 года с формулировкой «За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением» Гран-при получили Надежда Ламанова и ее подруги: Вера Мухина, Евгения Прибыльская, Надежда Макарова. Помимо реконструкции тех моделей, в залах представлены воссозданные костюмы Александры Экстер, Александра Родченко, Варвары Степановой, Любови Поповой и других почти забытых художников – всего 78 работ.

В галерейном пространстве можно побывать в конце XIX – начале ХХ веков, где царствует прекрасная эпоха модерна, а в следующем зале перенестись на пару десятилетий вперед и оказаться в советской стране, где отвергалось все прежнее. В моду вошли четкие, геометрические линии, простой фасон, доступный для пошива любой женщине. Модельерам тогда нужно было учитывать дефицит тканей, поэтому они использовали самые простые, доступные материалы.

– О существовании русского авангарда многие узнали лишь в 1990-е. Начиная с конца 1930-х и до того времени все имена и личности были под запретом. И в том, что они возвращаются к нам так триумфально, огромная заслуга Наталии Борисовны, – подчеркнула искусствовед Ирина Маршева.

Послушать Наталию Козлову нижегородцы смогут в последний день работы выставки – 18 марта. Чтобы не пропустить дополнительные лекции, следите за афишей на сайте НГВК. Справки по телефону (831) 439-09-71.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 5 февраля 2020

Заголовок в газете: Об авангарде с любовью

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру