За культуру – ответим!

Подводим итоги насыщенного событиями 2019 года

Подводим итоги насыщенного событиями 2019 года
Фото Евгения Алексеева

Вся жизнь – театр

Итоги 2019 года, объявленного в России Годом театра, в первую очередь связаны с событиями, происходившими в театральной сфере. Причем открыли его неожиданно еще накануне – в середине декабря 2018 года – эффектным представлением на Театральной площади, на морозе, с выступлением артистов нижегородских театров и при участии режиссера Никиты Михалкова, который позже представил на сцене театра драмы спектакль «Метаморфозы-III: Враги», поставленный учениками его Академии кинематографического и театрального искусства. Первое из запланированных мероприятий предварило годовой театральный календарь.

Следующим по значимости событием федерального уровня стал визит заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, приезжавшей в апреле, чтобы лично поучаствовать в торжественной церемонии передачи Нижнему Новгороду эстафеты Всероссийского театрального марафона. Перед театром драмы в тот день развернулась «смотровая площадка», разделенная на небольшие секторы (напомнившие деревянные торговые лавки ярмарки), демонстрировавшие театры и национальную культуру ПФО. Мероприятия вокруг этого приезда (выставки, лекции, тематические мероприятия, показы театральных работ) ненадолго всколыхнули довольно спокойную жизнь нижегородцев, в массе своей далеких от культуры. Все это было одномоментно и скорее не было рассчитано на широкую публику.

Между тем в Нижнем Новгороде ставились интересные спектакли, к примеру такие, как антивоенная драма «Тарас Бульба» (16+) в неожиданной трактовке режиссера Олега Липовецкого в театре драмы или исторический детектив «Затмение Солнца» (16+) в театре «Комедiя», посвященный последним годам жизни писателя М. Горького. После долгого перерыва были возобновлены российские фестивали «Веселая коза» и «Поют актеры драматических театров», где выступали артисты, съехавшиеся со всей страны. К нам приезжали с гастролями театры не только из Москвы, но и из Белгорода, Челябинска, Сыктывкара, Йошкар-Олы.

С театрами нового времени и современной драматургией познакомил фестиваль «Театральная Стрелка» в Центре театрального мастерства, где были показаны спектакли малой формы из многих российских городов. В его рамках проходили встречи с театроведами, режиссерами, обсуждения – все это как пример альтернативной площадки и иной разговор о театре будущего, отличающегося от муниципальных структур с классическим репертуаром.

Одно из наиболее запомнившихся административных и одновременно культурных событий – смена руководства в Нижегородском академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина. Назначение нового директора Александра Топлова, после полуторагодовой паузы было ожидаемой развязкой интриги, кто же станет у руля театра, от которой зависело, какой курс будет выбран в дальнейшем. Новостью стало и то, что вместе с собой он привел двух заместителей, отвечающих за оперу и балет, – Дмитрия Белянушкина и Морихоро Ивата соответственно. Вероятно, поэтому театральный сезон был открыт в театре дважды: сначала запланированной оперой «Борис Годунов» (12+), а спустя неделю – музыкально-хореографической постановкой новой команды «Шопениана. Японские этюды». Ради этого были отменены гастроли в Сыктывкар, но зато ради единственного показа были привезены музыканты из столицы, а также специальный гранд-рояль. За первой премьерой последовали новые постановки: впервые поставленный в Нижнем Новгороде балет «Безымянная звезда» (12+), запланированный при прежнем руководстве, и «Корсар» (12+), созданный нынешними управленцами. За полгода работы они смогли привлечь внимание к театру даже тех, кто туда не ходил десятилетиями.

IX Российский театральный фестиваль имени М. Горького масштабно проходил в этот раз почти две недели в театрах драмы, «Комедiя», ТЮЗе, Учебном театра НТУ и Доме актера. Во время его также состоялись гастроли Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Грибоедова в рамках федеральной программы «Большие гастроли». В этом году главный театральный фестиваль города открыла хореографическая постановка по мотивам пьесы «На дне» театра «Мулькель» из Кореи. А одним из гостей стал Национальный театр Белграда (Сербия), представивший современное прочтение драмы Л. Толстого «Власть тьмы». В афишу фестиваля были включены произведения, написанные авторами трех веков и не объединенные какой-то одной идеей. Но неожиданно главной темой большинства спектаклей стал вопрос «Зачем ты живешь?», прозвучавший в первый вечер со сцены. Переосмысление прошлого, страх перед неопределенностью будущего, разнообразие театральных форм и новые интерпретации известных произведений – секрет успеха фестиваля и ключевой смысл большого театрального марафона.

Музыкально-художественные параллели

Итоги премии в области современного искусства «Инновация-2019» в этот раз впервые подводились не в Москве, а в Нижнем Новгороде, где за нее отвечал Волго-Вятский филиал ГЦСИ (в составе Росизо). Работы номинантов были частично представлены на выставке в «Арсенале». На Стрелке в пакгаузах установили тенты, оборудование, сцену и зрительские сиденья. Объявление лауреатов премии и вручение статуэток на церемонии награждения перемежались выступлением оперных солистов мирового уровня и оркестра Нижегородской филармонии, «ободряемых» косым ветром с моросящим дождем. Прохладная погода немного подпортила впечатление и от проходившего в то же время и на том же месте международного фестиваля искусств «Стрелка», где публика в вечерних нарядах куталась в выдаваемые пледы и защищала одежду дождевиками. Настоящие нижегородские меломаны не испугались капризов погоды – концерты прошли с аншлагами.

Осенью в Нижнем Новгороде проходил первый международный фестиваль «Русский бас», председателем жюри которого стал певец Лев Лещенко. Участвовали в нем молодые исполнители-басы из Южной Кореи, Беларуси, России, ДНР и ЛНР. Конкурсные прослушивания были организованы в Нижегородской консерватории, где также проводились мастер-классы известных отечественных оперных солистов. Победителем его стал, что особенно приятно, нижегородец Виктор Ряузов, солист нашего оперного театра.

Столицы, и не только

Многие значимые события года зачастую были созданы при участии столичных организаций и структур. Несравнимые с нижегородскими ресурсами, куда большие по возможностям и финансовым вливаниям, они помогли состояться крупным региональным проектам.

Знаковые выставки «Сокровища музеев России», «Тропинин. Контексты» и «Династия Маковских», прошедшие в стенах Нижегородского художественного музея, сопровождались большой просветительской программой с лекциями, встречами с художниками, мастер-классами для детей. За последние несколько лет НГХМ вышел на новый для себя уровень, став флагманом, задающим тон всей культурной жизни города. Именно здесь проходят главные выставочные мероприятия – благодаря руководству музея в город удалось привлечь федеральные художественные проекты.

Помимо нижегородских авторов, чьи персональные выставки, словно на конвейере, постоянно проходят в Нижегородском выставочном комплексе, весной в этом пространстве жизнь бурлила, как вода после таяния снега. Причиной этого стал приезд модного автора Васи Ложкина и его выставка «Восход Нового Солнца». Сатирические картинки, на которых изображены нарочито примитивистские типажи: котики, бабушки в платочках и суровые мужики с топорами, популярны сегодня в интернете, чем и можно объяснить небывалый интерес к событию.

Другая необычная выставка – «Петроград 1917. Пульс Революции», созданная в Санкт-Петербурге, повествовала о событиях почти вековой давности, но, напротив, широкого отклика у нижегородцев не вызвала. Лишенная популистских приемов, основанная на документальных фактах и хронике, она была адресована зрителю читающему, думающему – исследователю отечественной истории, но лишенной скуки академизма. Проекту не хватило сопровождающей программы, а НГВК хочется пожелать в связи с этим более целенаправленно работать с современным зрителем.

Несомненно, важными событиями для Нижнего Новгорода стали выставка «Арт Россия» и кинофестиваль «Горький fest». Они совершенно разные, но объединяет их продолжающийся поиск нового пути развития, расширяющаяся география участников и постепенно возрастающий интерес нижегородцев к культурным мероприятиям, который, мы надеемся, не ослабеет в 2020-м, объявленном Годом народного творчества.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру