Еще в начале сентября во время пресс-конференции, посвященной юбилейному, 85-му сезону Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина, замдиректора по художественному руководству труппой Морихиро Ивата немного рассказал журналистам о запланированной на декабрь премьере балета «Корсар» на музыку А. Адана, Р. Дриго, Л. Делиба, Ц. Пуни.
Этот балет стал вторым проектом, полностью поставленным самим Морихиро Ивата на сцене нашего театра. Первая постановка – «Шопениана, или Японские этюды» получилась очень ярким событием. Заявленная как музыкально-хореографический эксперимент, она была прекрасна, по-японски минималистична и неповторима во всех смыслах, поскольку воспроизвести все составляющие праздника – прекрасный рояль, специально под этот проект привезенный из Москвы, и двух талантливейших молодых пианистов – на постоянной основе не представляется возможным. Это была заявка на успех новой команды руководителей театра, поэтому неудивительно, что следующий проект нижегородские театралы ждали с большим нетерпением.
Можно уже сказать, что балет в трех действиях и шести картинах «Корсар» по одноименной поэме Байрона полностью оправдал эти ожидания. Сам Морихиро Ивата определяет жанр своей постановки как балет-поэма, поскольку, по собственному признанию, никогда не мог понять, отчего классическое общепринятое либретто настолько не соответствует оригинальному сюжету. «Я загорелся поставить спектакль, максимально следуя задумке автора, – говорит он. – Для этого пришлось переписать не только либретто, но и заново скомпоновать музыку». Либретто для спектакля написала Ольга Ивата, и оно действительно имеет мало общего с общепринятым балетным вариантом. Классический балетный сюжет – это история любви и предательства с хэппи-эндом. В постановке Нижегородского театра любовная линия не кажется главной, на первое место выходит судьба героев в контексте борьбы за свободу и независимость. «Корсары – заложники своего времени, – поясняет Морихиро Ивата, – они вынуждены так жить, сражаясь за свою родину и свой народ. Это запутанная история, и в каждой партии есть своя трагедия».
Впрочем, часть сцен многим зрителям показалась несколько затянутой, в частности трио одалисок и сцена «Оживленный сад», но если знать, что именно эти сцены Морихиро Ивата реконструировал из сохранившегося балета Мариуса Петипа, то сразу становится понятно, почему современному человеку они кажутся нечеловечески медленными и, как следствие, довольно скучными. Ведь очевидно же, что 150 лет назад темп восприятия жизни вообще и танца в частности был совсем другим. Кстати, кроме двух названных сцен были реконструированы также «Пиратский танец» и па-де-де Медоры и Конрада, которые лично мне затянутыми вовсе не показались.
Дирижером-постановщиком стал сам Александр Топлов, директор театра. У них с Морихиро Ивата уже были успешные совместные проекты, и этот не стал исключением. Из-за необычности сюжетного решения балетные номера идут в необычной последовательности, соответственно музыка тоже перекраивалась под новую трактовку. Александр Топлов назвал каждую постановку Корсара пазлом, который складывается под определенную идею, под очередное решение. «Музыка замечательная, – сказал Александр Владимирович, – в ней множество нюансов, подчеркивающих драматургию этого спектакля. Некоторые ее варианты нам пришлось немного по-другому оркестровать: где-то что-то добавить или убрать».
Знатоки отметили, как за короткое время изменился оркестр под руководством Топлова. Особенно восторженные называют это чудом. «Александр Владимирович обеспечил один из самых важных моментов – музыку, – отметил Морихиро Ивата, – без нее балет существовать не может. Когда музыка шикарная, то половина балета – это уже успех».
Но как ни крути, главное в балете – это его артисты, и вот они точно были на высоте, особенно порадовали солисты: Андрей Орлов в роли Конрада, Медора – Татьяна Казанова, темпераментный Сеид-паша в исполнении Василия Козлова, Гюльнар – Елизавета Мартынова, настоящим открытием стал Артем Зрелов в роли Али. «Наши артисты очень хорошо работают, – Морихиро Ивата хвалит всех сразу, – очень хорошо понимают, о чем идет речь». Впрочем, в массовых сценах техника артистов заметно неоднородна, кое-где откровенно проседает, но, скорее всего, выправление этого – просто вопрос времени.
Зато все отмечают необыкновенную зрелищность и красоту балета. И это заслуга успешного сотрудничества трех разных людей – художника-постановщика Алексея Амбаева (Улан-Удэ), художника по свету Константина Никитина (Москва) и художника по костюмам Аллы Шаманиной (Нижний Новгород). Как только поднимается занавес, зрители оказываются на пиратском острове, полная иллюзия скалистого грота – убежища отважных корсар и моря – оно живет и дышит, как настоящее. Самое большое эстетическое потрясение вызывает вторая картина – дворец Сеида-паши, впрочем, мрачные подземелья дворца тоже дивно хороши.
С Алексеем Амбаевым Морихиро Ивата сотрудничает уже не первый раз: «Он прекрасно воплощает свои идеи на сцене. Работая над спектаклем, досконально изучает историю, которая находит отражение в его художественных решениях. Зрители должны увидеть не только внешнюю красоту, но и историю народа». А Константина Никитина Морихиро Ивата называет волшебником: «В нашем театре не такие технические возможности, как в Большом, но тем не менее ему удалось создать гармоничное сочетание света и пространства».
В целом спектакль получился яркий, живой и очень красивый. Роскошные декорации, чудесные костюмы, изумительная музыка и удачная аранжировка, замечательная работа артистов балета – все вместе это позволяет назвать постановку настоящим прорывом для нашего театра и несомненным успехом новой команды руководителей. Остается надеяться только, что на достигнутом они не остановятся и будут снова и снова удивлять нас прекрасными постановками.
Анна БУГРОВА.
Фото Андрея АБРАМОВА.