Детская библиотека как недетская проблема

Наталья Бочкарева: «Все, что мы делаем, это вокруг книги и ради книги»

04.12.2019 в 17:51, просмотров: 738
Детская библиотека как недетская проблема
Фото Андрея Абрамова

25 ноября Нижегородская государственная областная детская библиотека отметила столетний юбилей. О том, какими должны быть сегодня библиотеки, чтобы в них приходили и дети, и взрослые, о том, почему компьютера и гаджеты не могут стать заменой книги, мы поговорили с директором Нижегородской государственной областной детской библиотеки заслуженным работником культуры РФ Натальей Бочкаревой.

– Наталья Ивановна, «Библиотека кота Мурлыки» – так с любовью называют ее ваши читатели, да и все сотрудники, – отметила 100-летний юбилей и открыла второй век своей истории с новым именем и в отремонтированном пространстве. Год для вас важный и содержательный.

– Год просто удивительный! Юбилей мы встречаем в хорошей компании: в этом году восемь региональных детских библиотек отметили свое 100-летие. Так что мы – в числе старейших и крупнейших детских библиотек России. Мы получили большое число поздравлений и подарков со всей страны, из разных уголков мира.

А осенью, перед самым юбилеем, в помещении библиотеки на Звездинке был проведен долгожданный ремонт – мы обновили практически все помещения.

И, да, областной детской библиотеке в этом году присвоено имя известного художника-иллюстратора ХХ века нижегородки Татьяны Марвиной, награжденной в 1976 году премией имени Г. Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг. Это большая радость и большая честь – носить имя нашей великой землячки.

Безусловно, нам дорого наше простое и привычное, неофициальное название «Библиотека кота Мурлыки» – именно такая вывеска появилась в 1919 году на Рождественской улице, и с этого началась история областной детской библиотеки. Когда-то фонд маленький библиотеки на Рождественской составлял 1576 экземпляров – сегодня ресурс Нижегородской государственной областной детской библиотеки составляет около 183 тысяч изданий на разных носителях.

– День юбилейных торжеств открылся утренней встречей руководителей детских библиотек из Нижегородской области и десяти российских регионов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Тема, которая обсуждалась: «Взрослые заботы о детском чтении». Праздник стал поводом собраться и поговорить об общих для всех проблемах?

– Это так. А ведь детское чтение стало проблемным вопросом не 100, не 50 и даже не 30 лет назад. Даже 20 лет назад ситуация была иной. В должности директора областной детской библиотеки я работаю с января 2003 года, и еще тогда, практически 17 лет назад, библиотека была другой и дети были другими.

Нынешнее поколение детей называют «цифровым» – ребенок с рождения попадает в мир электроники, мультимедийных технологий. Раньше, чем он начинает ходить или говорить, он начинает держать в руках сотовый телефон, нажимает кнопки телевизионного пульта или компьютерной клавиатуры.

С одной стороны, замечательно, что дети такие продвинутые и обгоняют в этом отношении своих родителей, бабушек и дедушек, к пяти-семи годам становясь уверенными пользователями компьютеров и всевозможных гаджетов. Но, с другой стороны, возникает очень много эмоциональных проблем, проблем с полноценным и гармоничным развитием. Бич нашего времени – депрессия у детей, причем в подростковом возрасте, повышенная тревожность, проблемы с коммуникацией со сверстниками, со взрослыми. Возникают проблемы с письмом, чтением – эти навыки утрачиваются.

Я приведу данные Российской государственной детской библиотеки, согласно которым сегодня существенно снизился возраст вхождения детей в интернет – с четырех-пяти лет они уже в нем с головой. Но ведь именно в этом возрасте важно читать, разговаривать, развивать моторику, устанавливать коммуникацию, эмоциональные связи через общение, игры, совместное творчество. В возрасте с 5 до 11 лет около пяти миллионов российских детей – 93% общего числа детей этого возраста – пользуются интернетом.

Подростки предпочитают видеоконтент – им важны лайки, просмотры вместо живого общения, которое развивает и речь, и социальные навыки.

Старшие подростки проводят в интернете больше четырех часов. В возрасте 14–17 лет они уже вообще не чувствуют никаких запретов в онлайн-пространстве, не видят разницы между сетью и живой жизнью, проявляют себя в интернете открыто и откровенно, не думая даже, кто и с какой целью может интересоваться их публикациями, их рассказами о себе, их фото- и видеоконтентом. Они уже не видят разницы между реальностью и виртуальностью, не различают эти миры.

Почему я привожу данные РГДБ? Мне кажется, что это единственная структура, которая всерьез занимается исследованием вопроса детского чтения, естественно, с точки зрения работы библиотек. Ни ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения, ни какая-то другая организация в нашей стране уже долгие годы не мониторит ситуацию, не проводит исследования чтения детей. Единственные, кто обеспокоен этим вопросом, – сами библиотекари. Вот, пожалуй, еще Московский городской педагогический университет занимается вопросами читательской деятельности детей и подростков.

Да, проблема очевидна на государственном уровне. В мае 2017 года президент Владимир Путин подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», и правительством утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в стране. Реализуются федеральные проекты, но именно нам, сотрудникам библиотек, здесь и сейчас приходится ежедневно предпринимать действия, чтобы книга продолжала вызывать у детей интерес.

– Так нужна ли «цифровому» ребенку книга? Может ли она стать для него интереснее смартфона?

– Да, мы вынуждены констатировать отторжение ребенка от живой, печатной книги – от литературы в бумажном виде. Но при этом у нас нет опасения, что бумажная книга как таковая устареет. Она будет всегда и как культурная, интеллектуальная ценность. Только путь к ней существенно усложнился.

И вот задача для нас, для взрослых, – привлечь ребенка в живое и настоящее пространство библиотеки. Конечно, для этого библиотека должна отвечать запросам и потребностям современного ребенка.

Что такое библиотека в привычном для нас, классическом понимании? Хранилище книг, место их чтения. В ней должно быть тихо и торжественно. Вспомните Белу Ахмадулину: «Даруй мне тишь твоих библиотек…» Библиотека – место тишины и покоя… Сейчас такого нет и быть не может! Не должно быть в современной, тем более детской, библиотеке тихо и спокойно! Библиотеки – они как дети, они живые, подвижные, непосредственные, меняющиеся, находящиеся в постоянном развитии. Чтение, мастер-классы, рукоделие, квесты, клубная работа и многое другое – в библиотеке сегодня должно быть всё. Только происходит все это в духовной, культурной среде. И, конечно, должны быть места уединения, тихие уголки для чтения, размышления, беседы…

Вот мы и стараемся быть таким многофункциональным центром – интеллектуальным, образовательным, просветительским, технологически продвинутым, культурным, интерактивным, творческим, семейным…

Нашу библиотеку посещают более 30 тысяч читателей в год. Зачем же они приходят, если книги перестали быть основным источником информации? Еще раньше сюда ходили даже те, кто не любил и не хотел читать, потому что нужно было подготовиться к уроку, написать реферат или сочинение, то теперь такой необходимости нет.

Что же тогда есть в библиотеке, чего нет больше нигде? Информация на разных ресурсах: и книгах, и электронных носителях. Именно здесь сконцентрировано большое количество именно бумажных книг, а книги – это важнейшая часть человеческой культуры, истории, традиций. Здесь живет литература как вид искусства. Библиотека – это навигатор в мире книгоиздания, в мире литературы, только библиотекари-профессионалы могут подсказать, какую книгу выбрать, какие новинки появились, что вышло по той или иной теме. Это очень важно для родителей, ведь сейчас выпускается очень много детской литературы, а насколько она хороша, знает только специалист.

Притом что в библиотеках можно получить различные дополнительные платные услуги, она остается бесплатной досуговой площадкой, доступной всем, вне зависимости от возраста, финансового и социального положения, физического здоровья, интеллектуального уровня.

Библиотека сегодня – это пространство общения и взрослых и детей. Пространство позитивное, культурное, безопасное, насыщенное важными и нужными смыслами. Для детей это и спасение от дурной компании, от лени и безделья, от многочасового, до отупения, сидения за компьютером дома. Для взрослых – возможность побыть вместе с ребенком, погрузиться в мир его интересов и приобщить его к своим.

– Вы говорите о детской библиотеке как семейном центре для разных поколений. Почему так?

– Потому что все идет из семьи. Никто извне не привьет ребенку любовь к чтению, уважение к книге, если он не видит примера в семье. Если родители не читают и сидят вечером перед телевизором с телефоном в руках, что они могут сказать ребенку, когда он не будет понимать смысла в чтении книг? Поэтому мы и приглашаем к себе детей вместе с родителями, с бабушками и дедушками, со старшими братьями и сестрами.

Беседовала Мария МЕДВИДЬ.

Фото Андрея АБРАМОВА.


|