Там, где живут спектакли

Там, где живут спектакли
Фото Андрея Абрамова

Побывать по другую сторону «красной линии» сцены есть возможность у каждого посетителя выставки (0+), открывшейся 8 ноября в фойе второго этажа Дома актера (ул. Пискунова, 10). Она символично завершает Год театра в Нижнем Новгороде.

Название выставки «Красная линия» дала особая линия на планировке сцены, незримо отделяющая театр от зрителей. Здесь вы сможете увидеть с непривычного ракурса закулисный мир, миниатюрные макеты декораций, эскизы, костюмы, фотографии и даже видео спектаклей, художником-постановщиком которых стала Ольга Лагеда. Можно даже почувствовать себя артистом, выходящим к публике, в проеме фальш-стены, установленной в экспозиции для наглядной демонстрации театральных приемов. Все это – искусная иллюзия, напоминающей действительность, но привлекающая не реализмом, а декоративностью, полетом мысли создателей образов.

Как рассказала нам автор, работа над созданием визуальной составляющей спектакля начинается с подробных разговоров.

– Сначала режиссер говорит, каким эмоционально хотел бы видеть спектакль, будет ли он реалистичным или условным. Создавая его, ты идешь не только от своих фантазий, но изначально от замысла режиссера. Поэтому свою фантазию иногда приходится ограничивать. К примеру, «Алиса в стране чудес» в ТЮЗе получилась у меня, быть может, менее сюрреалистичной, чем хотелось бы.

Размышляя о том, с чего начался ее путь театрального художника, Ольга поделилась воспоминаниями:

– «Двенадцатая ночь» режиссера Карена Нерсисяна, поставленная в Нижегородском театре драмы в 2013 году, стала первым моим спектаклем. Попасть в театральный мир, чтобы тебя заметили, было нелегко, и до сих пор все не так просто – художника выбирает режиссер. Но после этого я потихоньку стала делать спектакли постоянно. Потом был один из самых любимых – «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира в театре «Колесо» (Тольятти). Несколько сказок замечательного режиссера Ирины Чернышевой сделаны в театре «Комедiя» – сейчас мы делаем с ней уже шестую новогоднюю историю. Позже я сотрудничала с нижегородским ТЮЗом и театром «Вера». Немецкий Wolfgang Borchert Theater – особый для меня счастливый случай. Я никогда не сравниваю театры между собой – мне с каждым из них было интересно работать.

Дружба с театром из города Мюнстера началась в 2017 году. Ольгу пригласили в Германию после того, как увидели ее работу в спектакле «Гамлет» Рязанского театра драмы. Эти города – побратимы, и благодаря такому обстоятельству смог состояться этот международный контакт. Она создала сценографию и костюмы к спектаклям «Семейство Шроффенштейн», “Heisenberg” Simon Stephens (2018) и «Мамаша Кураж и ее дети» (2019). Увидеть макеты этих постановок смогут посетители. Их сотрудничество продолжается.

– В конце месяца ко мне в Нижний Новгород должны приехать два немецких режиссера. Я буду делать для них «Ревизора». Хотя с другими режиссерами я часто общаюсь удаленно, через интернет, но для них важен личный контакт. Они полюбили наш город и были здесь уже дважды.

В ближайших планах – работа над спектаклем «Вечно живые» для Челябинского театра драмы, премьера которого состоится в мае. Режиссер Карен Нерсисян поставит его. Он недавно стал художественным руководителем Ереванского русского драматического театра, куда уже приглашал Ольгу, но семейные обстоятельства препятствовали продолжению их творческого союза. В ходе подготовке к выставке, за два с половиной месяца до вернисажа, у нее родились дочери-близнецы, поэтому в этот вечер она принимала двойные поздравления. Но главную поддержку и помощь оказали друзья, родственники и сестра Анна Лагеда, которую тоже знают в нашем городе как талантливого художника.

Выставка смогла состояться при финансовой поддержке Нижегородского отделения Союза театральных деятелей РФ. Председатель правления Сергей Кабайло поделился впечатлениями об этом событии:

– У нас в театре есть поговорка: глаз быстрее уха, – когда зажигается свет, поднимается занавес, зритель в первую очередь видит декорации, и из этого складывается первое впечатление. На выставке мы имеем возможность наблюдать несколько пространств, где живут спектакли. Таких экспозиций, с грандиозными порталами сцены, у нас еще никто не научился выстраивать.

Выставка открыта для свободного посещения до 8 декабря ежедневно с 9 до 20 часов. Телефон для справок 428-11-85.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Фото Андрея АБРАМОВА.

Справка

Ольга Лагеда родилась в 1986 году в Горьком. Занималась в изостудии Доме культуры школьников Автозаводского района, затем в художественной школе № 1. С 2002 по 2006 год училась в Нижегородском художественном училище на отделении дизайна. По окончании его год проработала в декорационном цехе Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Затем поступила в Школу-студию МХАТ (вуз) на отделение сценографии и театральных технологий. В 2012 году вернулась в Нижний Новгород, где ставит спектакли, занимается живописью и графикой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 14 ноября 2019

Заголовок в газете: Театральный художник рассказывает о визуализации спектакля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру