Костяные кружева Парфена Черниковича

Костяные кружева Парфена Черниковича
Фото Андрея Абрамова

Накануне дня рождения народного художника России Парфена Парфеновича Черниковича (02.11.1920–14.03.2011) в Варнавинском историко-художественном музее открылась выставка, посвященная основателю косторезного промысла Нижегородской области. Мы решили напомнить нашим читателям об этом удивительном человеке и рассказать о том, как в районном поселке Варнавино появился необычный для наших мест вид декоративно-прикладного искусства.

Основные мероприятия, связанные с круглой датой – столетием со дня рождения первого народного художника-костореза, – состоятся в следующем году, а пока первая в череде запланированных событий небольшая районная выставка предварила их и стала поводом для воспоминаний о большом мастере.

Сегодня немногие знают его имя, но, чтобы заинтересовать обывателя, достаточно сказать, что вазу «Север», за которую Парфен Черникович получил первую премию по разделу «Резьба по кости» (в 1944 году), вручили президенту США Франклину Рузвельту от советского правительства. Глядя на нее, трудно поверить, что сделал ее демобилизованный по ранению, в недавнем прошлом командир взвода саперов. В то время из-за попавших в лопатку осколков он продолжал разрабатывать левую руку, в которой поначалу даже не мог удержать инструмент.

Фотоизображение этого исторического подарка, как и других произведений, созданных им, стало частью экспозицию выставки. Дополнили их работы из кости из фондов варнавинского музея, выполненные в разные годы мастерами косторезного предприятия «Варко». Это шкатулки, игольницы, ларцы, расчески, гребни, ножи для разрезания бумаги, письменные приборы. Здесь можно рассмотреть вблизи тонкие, филигранные, ажурные кружева, завитки, напоминающие нижегородскую глухую домовую резьбу, и вновь восхититься талантом автора, который с помощью простых, даже элементарных приспособлений (стамески, бормашины и долотца) смог создать настоящее чудо из кости мамонта или моржового клыка.

Символично, в этом году на 2 ноября пришлось начало акции по поддержке народных художественных промыслов России, а Парфену Парфеновичу в этот день исполнилось бы 99 лет. Родился он в крестьянской семье, в белорусской в деревне Страхини, но получил профессиональное образование и состоялся как художник в Архангельской области, куда его семья была вынуждена переехать в непростое время (в 1935 году), а с конца 1960-х – вторую половину жизни – прожил в Горьком (Нижнем Новгороде). Он стал родоначальником нижегородского косторезного промысла и создателем художественного орнамента, с узнаваемыми чертами местного колорита.

В 16 лет поступил в школу художественной резьбы по кости в соседнем селе Ломоносове, выбрав традиционный для Холмогор промысел, и о своем решении никогда не жалел. Еще мальчиком Парфен много рисовал, поэтому обучение давалось легко. Северная тематика (охота на зверя, изображение животных) часто потом повторялась в его работах, как и портрет ученого Ломоносова. Во всем этом чувствуется уважение и любовь к месту, во многом повлиявшему на его судьбу. После демобилизации в 1943 году он вернулся в село, где был избран председателем и членом художественного совета артели. Уже в 1950-е он стал главным художником фабрики, но также преподавал в школе, которую когда-то сам окончил. Его всегда поддерживала жена Мария Алексеевна, тоже мастер-косторез и главная помощница, которая до сих пор жива.

Начав с бытовых аксессуаров (брошей, шпилек, гребней, крючков для вязания), в своем творчестве он сумел поднять народный промысел на высокий художественный уровень, создавая уникальные произведения. Одно из них – кубок «Победа» (высотой 45 см), на котором изображены портреты маршалов СССР: А.М. Василевского, Г.К. Жукова, И.С. Конева, К.К. Рокоссовского и батальные сцены. На его изготовление ушло 14 месяцев работы и 12 кг кости мамонта, а в итоге готовое изделие стало весить 600 граммов. Другой показательный пример уровня доверия и качества работ мастера – подарок к 70-летию Сталина от трудящихся Архангельской области (ваза «Социалистический Север»), которую выполнил в 1949 году Черникович. Пять лет спустя он сделал кубок «Навеки вместе» к 300-летию воссоединения Украины с Россией. Многие его работы отражают дух и менталитет эпохи – монументальный, основательный, имперский, восходящий к традициям прошлых веков.

О мотивах, побудивших Черниковича переехать на нижегородскую землю, существует две версии. Одна из них – «мифотворческая», которую он рассказывал в интервью: как, сойдя с поезда, двигавшегося на юг, настолько влюбился в просторы Горького, что тут же решил сюда перебраться. По другой, прозаической причине, его творческой натуре потребовалась смена обстановки, а поиски себя и нового пути развития привели его в горьковское Управление художественных промыслов, где смогли предоставить жилье, что и поспособствовало переезду в наш город. Впереди были два золотых десятилетия для развития промыслов и увлеченная работа мастером художественных изделий из кости проектно-конструкторского бюро.

Парфен Парфенович привез из Холмогор нехарактерный для Нижегородской области косторезный промысел. В Павловском районе, в Ворсме, в XIX веке выпускали перочинные ножи, к черенкам которых изготавливались декоративные, довольно примитивные плашки, в том числе из кости. Но к началу ХХ века это кустарное ремесло исчезло, не выдержав конкуренции с промышленными образцами. Поэтому появление в 1970-х годах на Нижегородчине косторезов, связано исключительно с личностью Черниковича и его активной подвижнической деятельностью.

Сначала хотели открыть производство в Шатках и даже обучили ремеслу двух местных парней. Но вскоре их забрали в армию, и дальше дело не пошло. К тому же требовалось помещение, где мог бы разместиться цех. Оно нашлось в Варнавине. Так в здании бывшей пересыльной тюрьмы стали трудиться первые ученицы – девушки, прошедшие предварительное обучение у мэтра в Горьком. Сейчас они вспоминают о нем как о чутком и добром учителе, но строгом мастере, требовательно относившемся ко всему, что было связано с трудовым процессом.

Сначала цех работал как филиал Казаковского производственного ювелирного объединения со специализацией резьбы по кости. Начав с простейших предметов, ученики постепенно перешли на производство сувениров, бижутерии и плашек для ножей павловского завода. Парфен Парфенович был одновременно организатором производственной и творческой части, и хотя жил постоянно в Горьком, бывал на фабрике наездами. Он делал промышленные образцы для повторения их мастерами и отдельно создавал авторские экземпляры, которые покупались музеями. Сейчас его работы находятся в 17 отечественных музеях, среди которых Эрмитаж и Русский музей (Санкт-Петербург). В нижегородский период творчества появились новые темы и герои (Минин и Пожарский, Горький, река Волга), традиционный хохломской завиток (кудрина), городецкие цветы и кони в мотивах резьбы.

Родственники Парфена Парфеновича планируют в 2020 году провести масштабную выставку его работ в Нижегородском выставочном комплексе. А в варнавинском музее хотят возродить исчезающий промысел, сохранив память о прошлом для потомков и в будущем во время экскурсий на мастер-классах обучать азам резьбы по кости гостей района. От столицы Приволжья до столицы Поветлужья ехать всего три часа, и мы искренне призываем наших читателей проводить выходные интересно и с пользой, путешествуя по родному краю.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Фото Андрея АБРАМОВА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 14 ноября 2019

Заголовок в газете: В следующем году отмечается столетие со дня рождения знаменитого мастера

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру