Музыкальный блокбастер о Буратино в репертуаре нижегородского ТЮЗа

07.11.2019 в 11:52, просмотров: 534
Музыкальный блокбастер о Буратино в репертуаре нижегородского ТЮЗа

Вторая премьера Нижегородского ТЮЗа в начавшемся театральном сезоне – «Приключения Буратино, или Тайна золотого ключика» по мотивам сказки Алексея Толстого (6+) – была представлена в октябре на большой сцене театра.

Жанр спектакля обозначен как «музыкальный блокбастер», и такое смелое определение режиссера-постановщика Дмитрия Сарвина в полной мере оправдывается в постановке. История путешествия Буратино в Страну дураков представляет собой нескучное руководство для маленьких зрителей в реальной жизни: как не стать жертвой обмана, как не стоит вести себя, чтобы не угодить за решетку, как обрести друзей и самому стать умнее, вернувшись в родной дом. Закольцованный сюжет с бегством главного героя из каморки и возвращением обратно в основе своей – почти библейский мотив о блудном сыне, которого примет с любовью отец (папа Карло). А для нас сегодня это одна из наиболее известных сказок в России, рассказывающая о похождениях деревянного человечка. Квест «Найди золотой ключик» в новой сценической версии поставлен без назидательного морализаторства, с большой долей юмора и фантазией.

В музыкальное оформление спектакля включены несколько шлягерных песен из кинокартины «Приключения Буратино» 1975 года, написанных композитором Алексеем Рыбниковым. Впрочем, у нас они оригинально и по-современному аранжированы. А особо внимательные зрители узнают в одном из использованных фрагментов мелодию композитора Гии Канчели, которую они могли ранее слышать в фильме «Кин-дза-дза». Но также появилась новая песенка смотрителя маяка (в исполнении Олега Фаттахова), с которой начинается действо. Такого персонажа нет в оригинальной сказке, но однократное появление его в прологе отчасти компенсировало исчезновение из повествования столяра Джузеппе. Неоднозначное решение – начать динамичную музыкальную постановку с меланхоличного вступления – с прохода артиста по залу, явно не поющего, а шевелящего губами под фонограмму, вероятно, объясняется желанием успокоить и настроить юных зрителей почти на двухчасовую историю.

Рождение Буратино – превращение говорящего полена в человекоподобное существо – всегда подобно волшебству. Артист Артем Дубинин создал образ озорного непоседы, доброго и справедливого. Интересно было наблюдать, как на наших глазах из механистических шарнирных движений проявляются осмысленные шаги, а в действиях возникает логика. Но в начале пути деревянной душе еще далеко до того, чтобы научиться чувствовать, любить и мыслить самостоятельно. Вместе с ним ребята проходят моделируемые ситуации, когда еще совсем несмышленому существу встречаются самые разные создания: сверчок (Владимир Вышеславский), которого он прогоняет, страшная крыса Шушера (Дарья Андреева), которой он противостоит. Наш простодушный герой даже стал прообразом театрального критика – попав в театр Карабаса Барабаса (Иван Пилявский), он сорвал представление, высказав вслух откровенное мнение относительно качества увиденного.

Цепь дальнейших событий, причиной которых стали непослушание и наивность, привела его к главной цели – к поиску разгадке тайны золотого ключика, а также в лапы аферистов – экстравагантных попрошаек: лисы Алисы (Анна Сильчук) и кота Базилио (Федор Боровиков). Для каждого из персонажей в спектакле нашлась характерная смешная и точная черта. Черепаха Тортила (Юлия Соколова), подарившая нашему беглецу ключ, напоминает неторопливого водолаза. А степенный Артемон (Никита Чеботарев) стал не столько пуделем, сколько чопорным англичанином-дворецким. И строгая Мальвина (Анна Бледникова) – дотошной учительницей, громко визжащей, если что-то идет не по ее плану.

У персонажей «Золотого ключика», по мнению исследователей творчества Толстого, были свои реальные прототипы. Под Буратино подразумевался сам Горький, не окончивший даже школы, а Мальвиной могла быть его гражданская жена – актриса Мария Андреева. Под личиной мошенников можно узнать литературного агента Парвуса, присвоившего деньги, причитавшиеся Горькому. Прообразом Карабаса Барабаса был Мейерхольд и его театр с системой биомеханики, часто конфликтовавший с актерами, а под папой Карло и Джузеппе современники подразумевали Станиславского и Немировича-Данченко, благодаря которым прославился наш земляк. Ну а их «новый театр» – это знаменитый МХАТ.

Но вернемся к премьере. Художником-постановщиком спектакля был также Дмитрий Сарвин. Костюмы он придумал яркие, красочные – кукольные, добавив к традиционному изображению масок комедии дель-арте современные черты. Из заявленного в анонсе стиля стим-панк, пожалуй, только отдельные элементы (шнуровка в одежде и очки пилота – символ шор на глазах) можно отнести к таковому. В основных декорациях, сделанных в виде огромных букв, ставка сделана на мобильность – поставленные на колесики, они имеют возможность поворота конструкции вокруг своей оси, что позволило задействовать обе их стороны. Частью мелких деталей произведения пришлось пожертвовать – в благих целях сохранения темпа развития событий, но от главной – финальной сцены презентации собственного театра хотелось чего-то большего: эффекта чуда, а не только массового кордебалета и составления из букв имени Буратино под заводную песенку.

Одновременно преимущество и сложность постановки заключается в сюжете, который все сидящие в зале знают заранее. Здесь нужно чем-то удивлять, находить новые, актуальные темы, не дать ни на минуту заскучать зрителю. Прием разрушения «четвертой стены», когда актеры перемещаются не только на сцене, но и общаются с публикой, бегают по рядам и в проходах, неизменно встречается детворой на ура. Безусловно, так герои этого произведения становятся ближе и понятнее – это дает возможность детям немого подвигаться, переключив их внимание на разные точки в зале. Вместе с тем мы надеемся, что после первых показов сократятся паузы в сменах сцен и перемещений декораций, что, безусловно, добавит динамики происходящему.

Сказка, наполненная импровизациями, открытыми эмоциями, гротесковой игрой, пришлась по нраву юным и взрослым нижегородцам. Да и сами актеры получают видимое удовольствие от возможности подурачиться, оставаясь невозмутимо серьезными, вспомнив при этом и свое детство.

В ближайшее время премьеру можно будет увидеть 16 и 25 ноября и далее – 8 и 14 декабря.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Фото Дмитрия КОСОЛАПОВА, предоставлены пресс-службой ТЮЗа.