О том, как профессионалы и любители работают на благо города

О том, как профессионалы и любители работают на благо города

Накануне старта обучения очередной группы мы пообщались с Александрой Шаровой, директором центра «Просвещение» и учредителем Нижегородской гильдии экскурсоводов и гидов-переводчиков.

– Александра Лориевна, проведение экскурсий самых разных форматов и на самые разные темы – необычайно популярный сегодня тренд. Одни водят группы, другие входят в состав этих групп. И далеко не все из тех, кто берется рассказывать и показывать что-то, обладают опытом, навыками, специальной подготовкой. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Вы правильно заметили, что сейчас тема «Быть экскурсоводом» чрезвычайно модная. И это прекрасно! Что такое экскурсионная деятельность? Ходить, рассказывать и смотреть. Просто люди в какой-то момент поняли, что экскурсионная деятельность – это очень привлекательный способ постижения мира и постижения родного города в том числе. То есть когда мы говорим «городские экспедиции», мы понимаем, что люди куда-то в городе идут, чтобы что-то получше разглядеть и об этом что-то интересное узнать. Разглядеть что-то, мимо чего они ходят всю жизнь, или, наоборот, заглянуть за угол, за который они никогда и не заходили. Причем делается это коллективно, в хорошей компании единомышленников. Как говорится, что может быть лучше?

Можно выделить два направления – туризм профессиональный и любительский. Профессиональный – это когда компании много и системно работают над тем, чтобы привезти сюда туристов. И этим они для города чрезвычайно полезны. Они зарабатывают сами и помогают заработать музеям, гостиницам, ресторанам и кафе, транспортным предприятиям. Часть заработанного они тратят на то, чтобы съездить к партнерам, завязать контакты, разместить рекламу и так далее. То есть их работа – еще и продвижение информации о городе, самого города, формирование и поддержание его имиджа.

Экскурсовод в такой компании – это подготовленный человек, который хорошо говорит, много знает, любит свой город и ведет себя доброжелательно. И у него еще есть набор важных качеств, которые не нужны для любительского туризма.

Например, он должен быть четок как солдат – минута в минуту пришел, минута в минуту ушел. Он отвечает за каждого человека в своей группе. Кроме того, этот человек должен очень хорошим психологом, потому что туристы бывают разные: сегодня – группа детей, а завтра – пенсионеров. И контент для них тоже должен быть разный, и язык соответствующий.

Если любитель может выбрать тему интересную и близкую ему самому, может пригласить на нее своих друзей, таких же интересующихся этой темой, то у профессионального экскурсовода такой возможности нет. Он должен уметь работать с любой аудиторией. И чем его диапазон шире, тем он более востребованный экскурсовод. Он за это получает зарплату.

То есть его экскурсионная работа – это только часть пакета, который комплектует туристическая компания. Это такой вид бизнеса. Он интеллектуальный, в нем заняты продвинутые умные люди, но это бизнес, и живет он по законам бизнеса.

Любительская история внешне похожа – человек ходит и рассказывает о своем городе. Это, например, городские экспедиции, любительские походы и так далее – но это уже не про бизнес, это про любовь к городу.

Это очень важные и полезные для города виды активностей. Замечательно, когда человек знает что-то интересное про городскую канализацию и может провести экскурсию. И к нему совершенно другие требования, чем к профессиональному экскурсоводу. Если на такую экскурсию забрел человек, которому это не интересно, он просто развернется и уйдет. А с экскурсии туристической компании он не уйдет – он за нее деньги заплатил. И будет требовать, чтобы ему дали то, за чем он пришел. Понимаете?

– Любительские экскурсии проводят в основном жители города для самих же жителей.

– Да, но и агентства проводят экскурсии для горожан. Причем даже по самым традиционным маршрутам. По кремлю, например. Но именно для горожан особенно важен поиск новых тем и объектов.

У Нижнего Новгорода есть проблема: это самый быстро убывающий по численности город-миллионник России. Нам грозят, что мы с 2025 года можем перестать быть миллионником. Это ужасно. Как можно на это воздействовать? Как можно уговорить людей жить здесь? Воздействовать на сознание человека можно средствами культуры (а экскурсии – это культура!). И средствами экономики, конечно, тоже. То есть если человек полюбит этот город, если будет чувствовать его своим, родным, уютным, а еще интересным, он захочет в нем жить. Вот поэтому так важны эти любительские экскурсии, фестивали и марафоны городских экскурсий. Они решают стратегическую, важнейшую задачу.

– Влюбляют в Нижний самих нижегородцев?

– Именно так. Поэтому город и тратит деньги бюджета на проведение различных фестивалей, организует проекты, цель которых как раз в этом узнавании города, его изучении. В них участвуют тысячи человек! И задействованные в них профессиональные экскурсоводы и любители решают одну и ту же задачу.

– Какое число экскурсоводов оптимально для такого города, как наш?

– Для того туристического потока, который есть у нас сейчас, постоянно работающих экскурсоводов нужно около 300. Примерно половина – 160 человек – объединены Нижегородской гильдией экскурсоводов и гидов-переводчиков, которая была создана в 2015 году. Это единственная в городе стабильно работающая и активная профессиональная организация, и к нам постоянно присоединяются новые члены.

– Кто же эти люди?

– Самые разные. Профессионалов, то есть тех, для кого экскурсии – основной заработок, единицы. Их в принципе в городе единицы. Как правило, экскурсовод – это дополнительная занятость. Человек может работать учителем, а летом водить экскурсии. Он может работать журналистом, преподавателем вуза, предпринимателем, врачом, инженером и посвящать свободное время экскурсионной деятельности.

– Какие требования сейчас предъявляются к экскурсоводу, работающему с организованными группами, официально и профессионально?

– Помимо необходимых документов нужно умение разрабатывать и проводить экскурсию по-новому. Что это значит? Например, в экскурсию по Сормовскому району мы были вынуждены включить раздел «Кто такие пионеры?», потому что к нам приходят люди, которые уже не понимают, что такое пионерская организация. И если они стоят перед зданием бывшего Дворца пионеров Сормовского района, то без объяснения они и не поймут, кто эти атлетические сложенные люди (совсем не похожие на детей), изображенные на роскошном барельефе, и вообще о чем вся эта история. И это только один пример. Почему это важно? Когда мы узнаем, что это, зачем и почему, когда мы так знакомимся с городом, мы очень многое узнаем про самих себя. Опытный экскурсовод, используя исторический контекст, меняет отношение людей к городу. И в этом его безусловная ценность.

– То есть появились новые задачи?

– Именно так. Новые задачи и новый язык, потому что язык меняется кардинально. Меняются ценности людей. Трагедии, описанные в литературной классике, современной молодежи трагедиями вовсе не кажутся. Люди даже не жили раньше столько, сколько сейчас. Теперь в 60 лет начинают новую жизнь и в ней становятся успешными. Поменялась жизнь, поменялись преставления о ней, и более того, они продолжают меняться все быстрее. У десятилетних уже другие ориентиры, чем у пятнадцатилетних были в их возрасте. Что же говорить о тех, кому 40 или 60? И экскурсовод – правильный, грамотный – считывает это, по выражению глаз понимает, что их цепляет, что им интересно.

Через детали, через интересные факты, нестандартную подачу информации возвращается осознание истории страны, причастности к ней. Вот это и есть новая экскурсия – найти нужные слова для каждого, чтобы его зацепить.

– Значит, вам приходится делать серьезный отбор тех, кто решает записаться на курсы?

– Да, конечно. Сейчас как раз идет набор, и я всегда сама провожу собеседование.

Учиться на экскурсовода приходят самые разные люди – это вообще интереснейшая тема. Юристы, музыканты, экономисты, строители…

Какие входные критерии? Я беру людей, которые доброжелательны и открыты. Если во время собеседования человек смотрит в сторону, ни разу в глаза мне не заглянул – это профнепригодность. В этой работе нужен азарт, нужна харизма. Вялым и неопределившимся со своими целями и мотивами тут делать, извините, нечего.

Я не возьму никогда людей с серьезным избыточным весом, потому что экскурсоводу приходится говорить на ходу, а ходить приходится много.

– И это притом что люди приходят записываться на курсы и приносят вам деньги?

– Да, потому что я несу за них ответственность. Но есть исключения, когда я беру на курсы людей, которые очевидно не будут в этой сфере работать. Иногда приходят те, кому это нужно «для души». Иногда – совсем пожилые люди. Последние идут за глотком воздуха, в надежде не профессию получить, а наполнить жизнь новым смыслом. Я им не отказываю, потому что уж что-что, а новую жизнь мы им обеспечим (смеется). Когда курсы заканчиваются и люди вступают в гильдию, возникает множество новых связей, контактов и интересов – методические поездки, лекции, обучающие экскурсии и многое другое. Поверьте, лучшего способа погрузиться в жизнь города, его историю и современность, познакомиться с новыми людьми сложно найти. Поэтому на нашей рекламе мы с чистой совестью пишем: «Новая профессия. Новое хобби. Новая жизнь».

– Когда у вас стартует обучение?

– Сейчас мы ведем набор, курсы стартуют 1 ноября. Стандартная группа – 35 человек, к завершению курсов остаются примерно 30. Обучение длится полгода – с ноября по май, поскольку нашу деятельность определяет туристический сезон. И в принципе, если человек хорошо учился на курсах, его можно отпускать к людям на следующий же день после получения свидетельства.

– Куда потом трудоустраиваются ваши курсанты?

– Нужно помнить, что примерно треть не планируют быть экскурсоводами. Они учатся с душой и для себя. Всегда в группе есть довольно приличная часть тех, кто уже работает в этой сфере. Им нужны дипломы и оживление знаний, приведение их в систему. Остается примерно человек 15. И практически всех их мы трудоустраиваем. Кроме трех-четырех, которым просто не дано. Пять-шесть человек забирает агентство «Нескучный Нижний», кого-то забирают музеи, кто-то устраивается в другие компании.

Спрос на подготовленных экскурсоводов есть. И, как я уже сказала, экскурсию провести – это не просто так походить-поговорить. Это о понимании себя и, конечно, о гостеприимстве. Но что в гостеприимстве важно? Для гостя мы сделаем больше, чем для себя. Русский человек часто живет по принципу старого анекдота: «Пришел домой, смотрю – пыль лежит. Пойду-ка и я полежу». А если на пороге гость, мы и порядок наведем, и все лучшее на стол поставим. Так что принимать гостей нам просто необходимо, нужно по медицинским показаниям (смеется). Нам пыль из городских углов, и не только углов, ох как нужно повыметать.

Беседовала Мария МЕДВИДЬ.

Фото Андрея АБРАМОВА, предоставлено УЦ «Просвещение».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 23 октября 2019

Заголовок в газете: Александра Шарова: «Экскурсия – это решение стратегических задач»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру