Новый российский фильм посвящен истории выживания человека в стране

23.10.2019 в 17:18, просмотров: 8561
Новый российский фильм посвящен истории выживания человека в стране
Фото Андрея Абрамова

К созданию сценария «Француза», по словам Андрея Смирнова, он приступил практически сразу же после завершения работы над предыдущим творением – фильмом «Жила-была одна баба» (18+), снятым в 2011 году, спустя 30 лет, после протестного перерыва, связанного с цензурой в советском кино. Снимать как хочешь тогда не давали, а то, что выходило, кромсали и ограничивали в прокате. Во время «паузы» он занимался написанием сценариев и пьес, постановкой спектаклей, снимался в кино как актер. Но все же решил вернуться в режиссуру, чтобы осуществить мечту – снять свое кино так, как им было задумано.

Оба этих фильма посвящены истории России ХХ века и непростому выживанию в нашей стране человека. В новой его работе время действия – 1957 год, начало так называемой «оттепели». Герои и сюжет полностью придуманы, но, как рассказал режиссер, не было такой детали, которая не существовала бы в реальности.

Главный герой фильма Пьер Дюран, которого играет обаятельный французский актер Антон Риваль, приезжает из Парижа на год в Москву, на стажировку в МГУ, для исследования темы русского балета. Такой визит стал возможен после судьбоносного ХХ съезда КПСС и состоявшегося фестиваля молодежи и студентов 1956 года. Из тюрем возвращались люди, пострадавшие от репрессий, а после решительных заявлений руководства страны Советский Союз стал казаться более открытым миру.

Однако Пьер преследует еще одну цель – отыскать следы своего отца, которого он никогда не знал, но по рассказам матери, сбежавшей за границу в 1931-м, имел о нем обрывочные сведения. Так, постепенно погружаясь в культуру и быт того времени, он знакомится как с высокопоставленными людьми, так и с низовыми слоями общества. А вместе с ним и современный зритель, имеющий смутные представления о жизни в середине прошлого века, проходит этот путь. В основе одиссеи, связанной с путешествием за четыре моря, тема взросления личности: встреча первой любви, боль утраты, расплата за смелые поступки и возвращение обратно, но уже совершенно изменившимся. Неожиданно для самого режиссера сейчас, после недавних событий, связанных с задержаниями и протестами, его фильм стал звучать более остро и актуально.

Себя Андрей Сергеевич называет человеком «поздней оттепели» и не соотносит ни с кем из героев фильма напрямую, поскольку в описываемые годы был еще подростком, но рассказывает, нам в том числе, о своей молодости. Некоторые события и герои имели реальные прототипы. Один из них – поэт Александр Гинзбург, которому посвящен этот фильм. Он издавал самиздатовский журнал «Синтаксис», из-за него и попал за решетку. Также в основу фильма легли истории друзей режиссера и мемуары людей, побывавших в лагерях. Например, бывший дворянин Татищев по кличке Граф, которого мастерски сыграл актер Александр Балуев. Его покорность судьбе после нескольких арестов, бегства на волю и нового срока, а в конце пути убогая жизнь и работа сторожем не может оставить зрителя равнодушным. Каждый персонаж фильма здесь по-своему несчастен – у всех есть своя трагедия за плечами, да и у самого Француза было вовсе не безоблачное детство.

Автор вовсе не заблуждается насчет предпочтений современной публики и считает, что снял кино «для тех, кому за 30». Но, увидев в нижегородском зале немало молодых людей, был приятно удивлен их интересу к его новой работе. Эстетика кино, снятого в черно-белой гамме, позволяет нам лучше почувствовать атмосферу жизни тех лет, когда стало возможным читать и публиковать стихи, исполнять и слушать джаз, встречаться с иностранцами и даже бывать за границей. В фильме точно воссоздано прошлое в бытовых деталях и мелочах. Тем более в архитектуре и менталитете людей мало что изменилось.

– Вы, как и я, живете в совке, ходите по улицам Горького, Ленина. У вас районы – один Советский, другой Ленинский, и памятники стоят соответствующие. До той поры, пока у нас остаются прежние нравы, мы продолжим оставаться советскими. Я полагаю, что от вселенской катастрофы, произошедшей в 1917 году, Россия еще не оправилась. Но рано или поздно нашей стране придется сделать такую же тяжелую работу, какую проделали над своим прошлым немцы, – пророчески говорит режиссер.

Конфликт мировоззрений поколений обостряется в противопоставлении другого отца, в исполнении Михаила Ефремова, – тоже отсидевшего, но преподающего теорию марксизма-ленинизма в университете, – с сыном-диссидентом (Евгений Ткачук). В конце, вслед за мелькнувшей надеждой, создатель фильма приводит нас к мысли о вечном присутствии зла, но оставляет открытым финал и незавершенным развитие отношений с возлюбленной Пьера – балериной Кирой, которую сыграла прима Большого театра Евгения Образцова.

Как каждый виток кажущегося послабления режима в России сменялся тугим закручиванием гаек, так и фильм, кажущийся сначала романтической, сентиментальной ретроисторией, оказался в итоге авторским высказыванием на тему нонконформизма и свободы творчества.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Фото Андрея АБРАМОВА.