Игорь Скляр и Сергей Гармаш рассказали о Нижнем Новгороде

23.10.2019 в 17:15, просмотров: 891
Игорь Скляр и Сергей Гармаш рассказали о Нижнем Новгороде

В спектакле «С наступающим…» (18+), показанном на сцене Нижегородского театра драмы имени М. Горького, в главных ролях играли два больших российских актера: Сергей Гармаш и Игорь Скляр.

Перед началом спектакля артисты рассказали о том, что их связывает со спортом, с нашим городом и насколько им близок сюжет пьесы, по которой два однокурсника (выпускника театрального вуза) встречаются через много лет, накануне Нового года. Но только один из них – баловень судьбы Цандер в исполнении Игоря Скляра стал известным телеведущим, а другой – Громов работает Дедом Морозом по вызову – его образ воплотил Сергей Гармаш. Их неожиданная встреча на лестничной площадке станет началом большого разговора о самом главном за несколько часов до боя курантов.

О Нижнем, творчестве, молодости, и не только

С нашим городом у Игоря Скляра связано много воспоминаний, ведь когда-то он начинал здесь служить в армии и считает его одним из тех мест, где ему хотелось бы жить. Актерский путь Игоря Борисовича начался с судьбоносного Курского вокзала, куда он приехал из родного Курска «покорять мир кино», а потом отправился в Ленинград. О театре он тогда почти не задумывался, но попал к хорошим мастерам (курс Льва Додина). И теперь считает театр главным в своей жизни, а вовсе не кино, благодаря которому он стал известным. Для съемки в небольшом эпизоде фильма «На игре» (18+) как-то приезжал в Нижний Новгород. Жизнь не стоит на месте, и сейчас у него появляются новые формы творчества. Так, в необычном литературно-музыкальном проекте вместе с писателем Евгением Водолазкиным он читает со сцены главы из его романа «Брисбен» (16+). Кроме того, участвует в больших джазовых концертах. А в актерском дуэте гастрольного спектакля только он имеет отношение к спорту. У него даже есть собственный конь.

Напротив, у Сергея Гармаша общего с Нижним Новгородом и спортом ничего нет. Он вспомнил, что когда-то сразу после Московского кинофестиваля они вместе с Никитой Михалковым приезжали сюда с фильмами, а потом на теплоходе отправились на экскурсию в Новомихалковский монастырь. Был еще концерт «Сказки с оркестром» в филармонии. Минувшей зимой он выступал у нас с творческой встречей и в тот день, прогуливаясь на улице, случайно зашел в Нижегородское театральное училище имени Е.А. Евстигнеева, где застал репетицию студентов кукольного факультета. Пообщался тогда с ними с огромным удовольствием, потому что сам учился на таком же факультете на Украине, а потом год проработал в театре кукол. В молодости он был всего один раз Дедом Морозом, в студенческие годы.

Если в спектакле главные герои случайно пересекаются спустя несколько десятков лет, то со своими реальными однокурсниками Сергей Леонидович встречается довольно часто, ведь большинство их сейчас находятся в Москве. Из 26 человек, к примеру, три года назад собрались 18 выпускников. Они периодически созваниваются, видятся, продолжают общаться – ничего общего с персонажами спектакля, в котором те ссорятся и о чем-то бесконечно спорят.

– Бывает так, что амбиции или случайность ссорят людей, но потом это забывается, а время идет. И становится жалко, что ты не виделся с кем-то так долго. Тебе кажется в оправдание, что к этому были какие-то причины. А на самом деле их нет. Если товарищество, дружба тогда были настоящими, то они не стираются и не уходят из твоей памяти никуда. На мой взгляд, это достаточно серьезная история, которую мы поставили себе задачу рассказать смешно.

Новогодняя сказка

Спектакль по тематике предновогодний, и потому его часто ставят накануне праздника. Например, в конце прошлого года они его играли именно 31 декабря. После его окончания Игорь Борисович (поскольку он петербуржец) успел вернуться домой только в два часа ночи, а Новый год встречал в кресле самолета с пластиковым стаканчиком в руках. Но в 2019-м он поставлен в афишу 30 декабря, и есть шанс успеть к столу вовремя.

Спектакль идет с 2010 года, но ничуть не устарел. Сатира, наблюдения, афоризмы, подмеченные драматургом и режиссером Родионом Овчинниковым, точно отражают многие болевые точки времени и поколения, выросшего совсем в другой стране. Сначала пробивного и хамоватого шоумена играл Леонид Ярмольник, но потом его сменил Игорь Скляр, и вводился в роль он довольно быстро – всего за месяц. В его игре больше тонких нюансов, психологизма, где за маской бравады и успешности скрывается глубокое одиночество. Даже над роковой для себя песенкой «На недельку, до второго», с которой до сих пор его ассоциируют, актер иронизирует, исполняя отрывок в одной из сцен.

Далеко не все зрители в зале бывали в Москве на спектаклях с участием Сергея Гармаша, но почти все знают его по фильмам. Идеальный баланс в актерской профессии, по мнению Сергея Леонидовича, когда удается совмещать одновременно и театр, и кино. Это очень разные виды искусства, в которых есть только три близкие вещи: текст, костюм, грим. Из его недавних новых и нехарактерных проектов – телесериал, который снимался в Санкт-Петербурге. В остальном он театральный актер, для которого важна ежедневная работа.

К месту и не очень

Оба показа спектакля прошли с аншлагами. Публика встречала и щедро благодарила аплодисментами артистов. Но далеко не всегда комедия вопреки стереотипам предполагает ответный смех.

– Если мы будем играть и думать, какова реакция зала, то однозначно сыграем плохо. Безусловно, внутренним ухом я ее слышу, и она мне небезразлична. Бывает и такое, что меня такая реакция раздражает. Зал всегда приходит неоднородный. И если я, к примеру, говорю очень серьезную реплику, а на ней не все, но несколько человек смеются, значит, они не очень понимают этот спектакль и пришли только за одним (похохотать). В этот момент я не чувствую своей вины и не предъявляю претензии к себе, – сурово замечает Сергей Гармаш. – Да, бывает «тяжелый зал», как мы иногда говорим за кулисами. Но это скопление настроений.

– Зал тем и прекрасен, что он каждый раз новый и разный. И наше дело – серьезно и сосредоточенно заниматься только тем, что происходит между нами на сцене. Конечно, у нас есть точные места, где, мы знаем, будет реакция зала. Но есть и сложные люди, принявшие в антракте 150 грамм, которым все будет смешно и не важно, что будет происходить на сцене. В этом и заключается наша задача: взять и сорганизовать всех сидящих в зале в одну мысль, в одно чувство. Тогда в паузы, которые могут длиться три-пять секунд, мы не слышим кашля или шуршания фантиков. И вообще я считаю, что публика всегда права, – добавляет, подытожив, Игорь Скляр.

Московский театр «Современник» приезжает к нам редко – в этот раз спустя 19 лет после предыдущих гастролей. Умная, современная комедия, где было немного грустно и действительно смешно, хотя актеры вовсе не стремились комиковать, подарила нам редкую встречу с мастерами сцены и дала возможность поразмышлять, быть может, о собственной судьбе.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Фото Валерии АВДЕЕВОЙ и с официального сайта театра «Современник».