На фабрике работают над новыми брендами

На фабрике работают над новыми брендами

Когда входишь на территорию фабрики, как-то сразу понимаешь: так вот она откуда, хохлома! Яркие алые ягоды рябин, золото осенних листьев берез, зелень травы – все это наверняка вдохновляло и вдохновляет художников знаменитого промысла.

В выставочном зале фабрики мы видим необычные изделия, чья форма и роспись напоминает купола Суздаля или Ярославля. Это заготовки для будущих настольных ламп, поясняет главный художник фабрики Елена Галкина. Сейчас мастера готовятся представить свое искусство на престижной дизайнерской выставке «Трын-Трава». Пока лампы еще не готовы – необходимо поставить абажуры. Но уже сейчас можно сказать, что в итоге получится очень необычный и современный предмет интерьера.

А начиналось физическое воплощение авторского замысла с работы одного из наших героев – токаря Владимира Дашкова. Именно ему доверяют вытачивать самые ответственные, сложные изделия.

Владимир Евгеньевич пришел на фабрику после окончания семеновского профтехучилища.

– В деревне, откуда я родом, в банях стояли станки, и все точили черенки для кисточек. Я это видел и детства. Поэтому вопрос, кем стать, и не стоял. В 1976 году поступил в профтехшколу учиться на токаря. Потом отслужил в армии. После нее работал мастером в профтехшколе, обучал молодежь токарному ремеслу. А последние 15 лет работаю на фабрике.

Жена Владимира Евгеньевича тоже работает на фабрике. Иногда расписывает изделия, выточенные мужем.

– Любое изделие требует особого подхода, – объясняет Владимир Евгеньевич, – а еще большого опыта. Я руками чувствую толщину стенки у вазы или чашки, например.

Фабрика «Хохломская роспись», кстати, многое делает для того, чтобы у молодежи сохранялся интерес к народным художественным промыслам. Например, в международном детском центре «Артек» открыта мастерская под крылом «Жар-Птицы». В ней дети со всей страны знакомятся с народным наследием, учатся основам традиционной росписи, композиции. Для проведения мастер-классов туда командируют лучших художников фабрики.

Впрочем, Татьяна Масленикова, получившая в нынешнем году звание заслуженного мастера, в «Артеке» еще не была – слишком большая загрузка на работе, ведь ей доверяют самые сложные и ответственные заказы.

– Я на фабрике с 1992 года. Мои родители работали здесь. Я часто прибегала к ним на работу, и меня завораживал процесс, – вспоминает она. – Видеть изделие сперва в дереве, а потом наблюдать, как оно расцветает узором, следить за кистью художника…

После школы пришла сюда. Меня посадили учиться у художницы Светланы Острошапкиной. Спустя пять месяцев обучения присвоили пятый производственный разряд, а сейчас имею самый высокий – шестой разряд.

Меня заметил главный художник (тогда Екатерина Николаевна Доспалова). На фабрике всегда стараются поощрять художников. Например, разрешили ставить авторскую подпись. С 1997 года меня перевели в творческую группу, я стала участвовать в выставках, конкурсах.

Сейчас я работаю в творческой лаборатории. Здесь мы почерпнули знаний, умений, вдохновения от наших великих художников – заслуженных мастеров Российской Федерации. Тут более масштабные работы, очень творческие, очень фантазийные. Это дает огромный импульс.

Мы развиваем новые направления фабрики: платки, аксессуары, украшения. Экспериментируем с цветом и формой. Очень интересная работа.

Но не забываем традиции и основы промысла, для наших покупателей создаем изделия в трендовых цветах, подбираем их в соответствии с тем или иным сезоном. Композиция при этом остается традиционной. И листочки, и птички, и бабочки – все это мы стилизуем.

Альбина Пухова – тоже художник. Она на фабрике уже тридцать лет. Мечтала о хохломе с детства.

– Можно сказать, что мечта мне досталась по наследству. Мама очень хотела стать художником, рисовать хохлому. Но судьба распорядилась по-другому. Я еще в школе знала, кем буду. И в сочинениях всегда писала, что художницей на фабрике. После девятого класса поступила в профтехшколу, а по ее окончании пришла на «Хохломскую роспись».

Талант Альбины заметили, оценили.

– Немного я поработала в цехе как обычный художник, а потом перевели в творческую группу. В конкурсах на предприятии меня всегда отмечали.

Из узоров Альбина любит черную с золотом хохлому – царскую кудрину. Нравится работать с оранжевым, бирюзовым цветом.

– На конкурсах можно отойти от традиции, – поясняет она, – поэкспериментировать с цветом.

С недавних пор узоры хохломы, выполненные в трендовой цветовой гамме, благодаря мастерицам фабрики «Хохломская роспись» и новому менеджменту предприятия, стали частью современной моды. Полина Диброва, Надежда Бабкина, Арина Шарапова с удовольствием носят изделия с узнаваемыми завитками. Современное прочтение классических хохломских узоров вдохнуло новую жизнь в предприятие.

Сегодня фабрика «Хохломская роспись» активно работает над первой коллекцией аксессуаров нового бренда LADA&LIZA. Елена Галкина считает, что они, пожалуй, лучшее из того, что предприятие сейчас производит. Стильные, изысканные и элегантные аксессуары премиум-класса изготавливаются лимитированными коллекциями вручную. Расписывают их именитые мастера, заслуженные художники. Используется натуральная древесина высокого качества, отличная фурнитура, традиционная технология золочения и лакового покрытия.

– Раньше ничего подобного мы не делали: художницы использовали совершенно новую технику – надо было стилизовать героев сказок и вписать их в платочный принт, - рассказывает главный художник фабрики. - Все рисунки построены на геометрии, мы использовали новые изысканные цветовые решения, при этом, конечно же, оставили хохломской растительный орнамент – он расположен по периметру, как бы обрамляя основную композицию.

В результате у нас получилось пять великолепных рисунков со сказочными названиями: «Конек-Горбунок», «Аленький цветочек», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Царевна-лебедь».    

Сумочки имеют новую необычную форму и новые цветовые решения.

Поэтому на изготовление их потребовалось больше времени, чтобы соблюсти обязательный для нашей технологии температурно-временной режим.

Ручки у сумочек сделаны в виде цепочек с разными дополнительными накладными и деревянными расписными элементами, внутри каждой сумочки – шелковая подкладка соответствующего цвета, а на ней - золотой логотип бренда.

Для украшений использована ювелирная фурнитура из золота и серебра. Часть браслетов выполнена из натуральной кожи в цвет принта на расписных деревянных элементах.

Художники фабрики при разработке украшений отдали предпочтение лаконичности форм и геометрической простоте линий. Они получились очень эффектными и неординарными.

– Эта коллекция уникальна, - продолжает Елена Галкина. - Невозможно найти одинаковые изделия, ведь у каждой художницы свой индивидуальный почерк. Мы планируем и дальше развивать это уникальное направление как в России, так и за ее пределами, сохраняя исконное производство и приумножая богатое наследие самого знаменитого народного художественного промысла.

Продажи начнутся с октября в нашем салоне-магазине в ТРЦ «Жар-Птица», а также на сайте бренда lada-liza.com.

Украшения, сумочки, шелковые платки – все это может стать отличным дополнением к любому наряду, если вы хотите подчеркнуть свой стиль и сделать образ неповторимым.

Татьяна МИХАЙЛОВА.

Фото Андрея АБРАМОВА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2019

Заголовок в газете: Заслуженные мастера хохломы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру