Творения мастера-камнереза поражают зрителей

Рассказ о мастере-камнерезе Иване Евстифееве, который вырос в селе Борнуково Бутурлинского района.

Рассказ о мастере-камнерезе Иване Евстифееве, который вырос в селе Борнуково Бутурлинского района.

Богата Нижегородская земля промыслами. Первая из них, известная во всем мире – Хохлома. Но и кроме нее есть и городецкая роспись, и балахнинское кружево, и шахунское ткачество, и многое-многое другое. Сегодня мы расскажем о мастере-камнерезе Иване Евстифееве, который вырос в селе Борнуково Бутурлинского района.

Некогда Борнуково славилось своим камнем – ангидритом, - который добывали в расположенной неподалеку пещере. Из него местные жители вырезали фигурки, ведь ангидрит легко обрабатывать, а изделия из него получаются очень красивые.

В советское время пытались увеличить добычу камня. Устроили взрыв. И в итоге козырек пещеры обвалился. Сейчас существующее камнерезное предприятие работает на привозном сырье.

Потомственный мастер-камнерез, художник-анималист Иван Евстифеев рассказал об уходящем промысле.

Одни из первых детских воспоминаний Ивана Викторовича связаны с мастерами камнерезной фабрикой «Борнуковская пещера», где раньше работал его отец – первоклассный резчик, а потом и он сам – главным художником. На всю жизнь он запомнил сильные, жилистые руки мастеров, привыкших к работе в непростых условиях, подчас с самыми примитивными инструментами. По его словам, он занимается обработкой камня сколько себя помнит, а первую игрушку маленький Иван сделал, когда ему было всего три года. О том, как стать волшебником, умеющим превращать камни в «живые» скульптуры, рассказал он сам, не скрывая невольную грусть.

– Наверное, все, кто родился и живет в селе Борнуково, так или иначе связаны с этим народным промыслом и происходит передача мастерства из поколения в поколение?

– Нет, далеко не всегда. А тех, кто был раньше связан с ним, уже нет в живых. Фабрика существует с 1929 года. Но и до этого времени в селе резали камень, просто сведений почти не осталось. Не только отец меня этому научил. Был такой главный художник фабрики – Петр Васильевич Курышев, а я – его ученик. Потом я окончил Московский художественный техникум и стал профессионально заниматься резьбой по камню.

– Важно было получить именно художественное образование?

– Для художника – да. А резчиков готовили даже без него, перенимая напрямую опыт от мастера. В 1990-е годы этот промысел прекратил свое существование. Резьба по камню есть и в других регионах, но борнуковская резьба всегда отличалась более реалистичным изображением.

– Когда вы создаете произведение, то ищете подходящий камень под готовую идею?

– Сперва лепится эскиз из пластилина. Но когда с камнем начинаешь работать, бывает, немного отходишь от первоначального замысла.

– Где берете камень?

– У нас есть Борнуковская пещера – она сейчас завалена и закрыта после неудачного взрыва в 1953 году. Камень остался на большой глубине, но я иногда нахожу что-то рядом. Ангидрит в природе бывает разных оттенков. Однако голубого цвета – самый твердый – есть только в Борнукове.

– На вашей выставке есть скульптуры зверей, как экзотических, так и тех, которых еще можно встретить в наших лесах. Каких вырезать вам больше нравится?

– Мне нравится пластика любого животного. Тот же медведь (самый любимый из них) – он удивительно пластичен, хоть и кажется неуклюжим. Бывает, какие-то детали подмечаю даже у кошек, видеозаписи смотрю и в зоопарк специально хожу.

– Во многих работах ваши персонажи показаны целыми семьями. Насколько между ними нежные, теплые отношения и любовь, чувствуется сразу.

– Они обитают вокруг нас и имеют такое же право на жизнь, как и мы. Я наблюдаю за ними, а потом перевожу эти впечатления в камень.

– У той же белочки или лисички заметен переход тонов. Вы добивались этого эффекта какими-то дополнительными средствами?

– В основном я иду от камня. Но иногда совсем немного затеняю его, не нарушая основы. Та же лиса – вода камень так плавно, естественно обточила, что я ее только чуть-чуть улучшил.

– Есть ли у вас ученики?

– С этим проблема – продолжателей у меня нет. Понятие «выйти на пенсию» и ничего не делать для резчиков не существует – я занимаюсь этим всю жизнь.

– Наверное, есть постоянные заказчики?

– Да, в основном из Москвы. Выставлять куда-то на продажу стало сложно, поскольку магазины делают большие наценки.

– Как и у любого камня, наверняка у ангидрита есть особые свойства?

– Конечно, есть. Я отношусь к нему очень тепло. Сколько он веков просто лежал, накапливая энергию? Тем больше ощущаешь его душу, когда работа выходит удачной. Один из покупателей мне рассказывал, что пока он по спине скульптуры рукой не хлопнет, из дома не выходит. Мой заяц ему приносит удачу!

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2019

Заголовок в газете: Каменные, но живые

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру