В театре оперы и балета прошел концерт "Шопениана или японские этюды"

Новая команда руководителей театра представила на суд зрителей свой проект

Новая команда руководителей театра представила на суд зрителей свой проект

Про то, что для первого проекта, созданного новой командой руководителей театра – Александра Топлова, Морихиро Ивата и Дмитрия Белянушкина, специально из Москвы будет доставлен самый большой рояль японского бренда Yamaha, точно такого, на каком начался стремительный взлет творческой карьеры самого Дениса Мацуева, начали говорить задолго до открытия 85-го театрального сезона.

Известно, что сам Шопен предпочитал фортепианную музыку, как писал в свое время Лист: «Не испытывая влечения к оркестровому громыханию, Шопен довольствовался полным осуществлением своих замыслов на слоновой кости фортепианных клавиш». Поэтому решено было, что нижегородская «Шопениана» в память о предпочтениях композитора будет осуществлена также без участия оркестра. И модель рояля Yamaha CFX была выбрана именно под этот случай, поскольку она отличается грандиозным динамическим диапазоном и уникальным тембром, идеально подходящим для больших концертных залов.

Таким образом, образовалась первая связка Европа – Япония: европейский композитор и японский инструмент. Вообще многие русские пианисты различных поколений предпочитают японские инструменты, а русская пианистическая школа чрезвычайно популярна в Японии. Молодые японские музыканты воспринимают русскую традицию исполнения Чайковского, Рахманинова, Шопена, Грига, Бетховена. А начало этому было положено в позапрошлом веке, когда в Токио открылась первая Национальная школа музыки, куда приглашались преподаватели из Европы. Решающую же роль в пропаганде европейской музыки в Японии сыграл выпускник Московской консерватории, ученик Чайковского и Рубинштейна Рафаэль фон Кебер, который родился именно здесь, в Нижнем Новгороде. Он дал в Японии более 60 публичных концертов, вел класс фортепиано и истории музыки в Токийской национальной школе музыки с 1894 по 1909 год. В 1903-м он аккомпанировал на пианино при постановке первой европейской оперы в Японии. А умер Рафаэль Густавович в 1923 году в Иокогаме, где через 47 лет родился Морихиро Ивата, который в 2019-м приехал в Нижний Новгород, чтобы возглавить балетную труппу Нижегородского театра оперы и балета. Круг замкнулся.

«Шопениана. Японские этюды» была заявлена как музыкально-хореографический эксперимент. Никаких декораций – только рояль, подсвеченный разными цветами яркий экран и пустая, ждущая танца сцена. За японский инструмент поочередно садились два прекрасных молодых пианиста: аспирант Королевского колледжа музыки в Лондоне, ученик выдающегося пианиста современности Михаила Плетнева – Дмитрий Калашников и «самая известная японка России» Канон Мацуда, виртуозная пианистка, приехавшая в шесть лет в нашу страну обучаться музыке, лауреат международных конкурсов, а сейчас аспирантка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Мнения слушателей разделились: одним больше понравилась Канон с ее удивительно богатым и разнообразным исполнением, другим ǂ филигранно точная техника Дмитрия. По мне, так прекрасны были оба, вернее, все трое – два пианиста и рояль, оказавшийся способным озвучить тысячный зал с не самой идеальной акустикой. А замечательная работа со светом художника Андрея Гуленко очень гармонично визуализировала звуковое восприятие, когда фигура музыканта то жестким силуэтом выделялась на фоне яркого экрана, то парадоксально пропадала, мягко проявляя черты исполнителя.

Двенадцать этюдов, двенадцать эпизодов-состояний, и для каждого на экране проявлялся и гас свой иероглиф, слегка обозначающий общую тему каждого танцевального эпизода – там были любовь, радость, доверие, движение, расцвет, прощание, обучение и жизнь. Создатели постановки не расшифровали эти названия, не перевели иероглифы. «Это просто красиво», – улыбается Дмитрий Белянушкин, режиссер-постановщик «Шопенианы». Он предложил зрителю самому для себя расшифровать музыку Шопена и хореографию Мирихиро Ивата, а может быть, и придумать свои собственные смыслы, почему бы нет?

Безусловной кульминацией постановки стал сольный танец самого Морихиро Ивата под «Революционный этюд». Хотя руководитель балетной труппы утверждает, что он фанат только и единственно русского классического балета, делая упор именно на слово «классический», его собственный танец выглядел очень современным, чувствовался другой взгляд, другой подход. И, судя по тому, как восторженно нижегородцы принимали этот «эксперимент», публика в нашем городе соскучилась именно по такому яркому современному балету, новым интерпретациям и необычным трактовкам.

В планах театра на этот год – постановка балета А. Адана «Корсар». Трехактный балет будет полностью поставлен самим Морихиро, который признается, что несколько отошел от классической балетной трактовки сюжета и драматургически максимально приблизил постановку к байроновской поэме. Изюминкой именно этой постановки будет несколько восстановленных эпизодов «родной» хореографии Мариуса Петипа, которые Морихиро Ивата реконструировал год назад к 200-летию со дня рождения великого балетмейстера.

Не знаю как вам, а лично мне после «Шопенианы» очень любопытно посмотреть на то, что получится в результате.

Анна БУГРОВА.

Фото Ирина Гладунко

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 2 октября 2019

Заголовок в газете: Под звуки белого рояля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру