Новое руководство Нижегородского оперного театра рассказало о предстоящем сезоне

Чуть больше двух месяцев назад нижегородцам было представлено долгожданное новое руководство оперного театра. Тогда, представляя директора и худрука театра Александра Топлова, замдиректора по художественному руководству балетной труппой Морихиро Ивата и замдиректора по руководству оперной труппой Дмитрия Белянушкина, министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная особо отметила тот факт, что они уже имели опыт совместной работы при реализации крупных театральных проектов, поэтому времени на притирку не потребуется и можно ожидать, что новое руководство театра сразу включится в работу. И оно оправдало ожидания журналистов, рассказав во время пресс-конференции об интересных событиях и премьерах предстоящего юбилейного сезона.

Новое руководство Нижегородского оперного театра рассказало о предстоящем сезоне
Фото: Анна Бугрова

Впрочем, откроется 85-й сезон в театре оперы и балета отнюдь не премьерой, а юбилейной постановкой оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (режиссер Отар Дадишкилиани). В 85-м сезоне спектакль отмечает серебряный юбилей. В основе постановки редакция оперы Н. Римского-Корсакова, а сценическое оформление создано по эскизам легендарного театрального художника Федора Федоровского.

Открытие сезона состоится 18 сентября, а уже через неделю нижегородцам будет представлен первый проект, созданный новой командой, – «Шопениана, или Японские этюды» (12+).

И он обещает стать очень любопытным. Начать с того, что под этот проект из Москвы доставят самый большой рояль японского бренда Yamaha. С этим инструментом начинал свою блестящую карьеру Денис Мацуев. Именно этот гранд-рояль станет главным действующим лицом музыкально-хореографического проекта, своего рода эксперимента в формате рояльного соло с хореографической постановкой.

Не будет ни оркестра, ни дирижера – только музыка и движение как две чистые материи, взаимодействующие между собой в одной плоскости – на сцене. Такой своеобразный диалог двух традиций и культур – европейской и японской. Знаменитые 12 этюдов ор. 10 и два скерцо, написанных польским композитором, обретут новое исполнение в международной команде, объединяющей две страны – Россию и Японию. За постановку этого необычного концерта отвечает Дмитрий Белянушкин, фантазийную хореографию полностью ставит Морихиро Ивата.

За японский инструмент поочередно сядут два прекрасных молодых пианиста: Дмитрий Калашников, аспирант Королевского колледжа музыки в Лондоне, ученик выдающегося пианиста современности Михаила Плетнева, и Канон Мацуда, «самая известная японка России» – виртуозная пианистка, приехавшая в шесть лет в нашу страну обучаться музыке, лауреат международных конкурсов, а сейчас аспирантка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Во время концерта в фойе театра будет проходить выставка рисунков детей, страдающих онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, подопечных благотворительного фонда НОНЦ. Они подготовят свои художественные «этюды» на тему Японии, музыки и балета.

Через десять дней после «Шопенианы» нижегородцев ждет мировая премьера балета «Безымянная звезда» (12+) по пьесе румынского драматурга М. Себастьяну в постановке худрука театра «Кремлевский балет» народного артиста России Андрея Петрова. «Решение об этой постановке было принято до нашего прихода, – рассказал Морихиро Ивата. – Я лично не принимал никакого участия в этом проекте, но то, что я видел на сцене, мне очень понравилось. Когда смотрел репетиции, у меня слезы наворачивались – очень трогательно. Редко когда балетная постановка так действует».

Впрочем, уже в середине декабря этого года у нас будет возможность оценить работу самого Морихиро Ивата: именно на декабрь запланирована премьера балета А. Адана «Корсар». Трехактный балет будет полностью поставлен самим Морихиро, который признается, что несколько отошел от классической балетной трактовки сюжета и драматургически максимально приблизил постановку к байроновской поэме. Изюминкой именно этой постановки будет несколько восстановленных эпизодов «родной» хореографии Мариуса Петипа, которые Морихиро реконструировал год назад к 200-летию со дня рождения великого балетмейстера.

Вообще исторически так сложилось, что в России наиболее востребованным является искусство балета, с оперой у нашего зрителя отношения несколько сложнее. Но новое руководство оперного театра не боится трудностей и обещает нижегородцам в марте следующего года премьеру оперы В.-А. Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке Дмитрия Белянушкина. Команда, которая будет ставить «Свадьбу» в Нижнем, уже работала в полном составе «Каменного гостя» А. Даргомыжского в Большом театре, и Дмитрий Белянушкин надеется, что сумеет повторить тот успех в нашем городе.

Но и с этим спектаклем не все так просто: опера будет идти на языке оригинала, как в лучших театрах мира, с бегущей строкой, чтобы не владеющий языками зритель не запутался, кто там кого и зачем. Дмитрий Сергеевич, конечно, отдает себе отчет в том, что часть зрительского внимания будет уходить на бегущую строку. «Зато мы получим рафинированный, стилистически верный продукт, как это чувствовал и видел Моцарт, – утверждает он. – Для меня это очень важно». Также ведутся переговоры с дирижерами: ожидается, что это будет кто-то очень серьезный, а итальянскому языку и правильному произношению наших певцов научит коуч.

Кстати, о коучах. 22–23 октября к нам в Нижний с мастер-классом приезжает известный американский педагог по вокалу Майкл Пол. Его называют кудесником и чудотворцем, ученики этого гения от педагогики выступают на ведущих сценах всего мира. Два дня занятий в первую очередь предназначены для артистов оперы нашего театра. «Но это будет не закрытая история, – пояснил Александр Топлов. – Мы откроем двери для студентов консерватории и музыкальных училищ».

Практически сразу после обучения пройдут прослушивания певцов в оперную труппу. «Мероприятие будет открытым. Это значит, что к нам будут приезжать певцы со всех городов нашей огромной страны. – Заметно, что для Дмитрия Белянушкина это прослушивание не пустая формальность. – Заявок уже сейчас порядка 50. На самом деле это очень много и не в каждый театр приезжает на прослушивание столько певцов, что говорит о том, что оперный театр Нижнего – очень серьезное учреждение, которое будет притягивать еще больше талантливых певцов и артистов балета, режиссеров, дирижеров в этот замечательный город», – заключает он.

Основная цель новой команды во главе с Александром Топловым — возродить интерес к оперному и балетному искусству в Нижнем Новгороде, сделать театр самодостаточным, открытым современным тенденциям, вместе с тем сохранив лучшие традиции мирового музыкального театра для нового зрителя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 18 сентября 2019

Заголовок в газете: Шопениана под гранд-рояль

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру