Впрочем, откроется 85-й сезон в театре оперы и балета отнюдь не премьерой, а юбилейной постановкой оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (режиссер Отар Дадишкилиани). В 85-м сезоне спектакль отмечает серебряный юбилей. В основе постановки редакция оперы Н. Римского-Корсакова, а сценическое оформление создано по эскизам легендарного театрального художника Федора Федоровского.
Открытие сезона состоится 18 сентября, а уже через неделю нижегородцам будет представлен первый проект, созданный новой командой, – «Шопениана, или Японские этюды» (12+).
И он обещает стать очень любопытным. Начать с того, что под этот проект из Москвы доставят самый большой рояль японского бренда Yamaha. С этим инструментом начинал свою блестящую карьеру Денис Мацуев. Именно этот гранд-рояль станет главным действующим лицом музыкально-хореографического проекта, своего рода эксперимента в формате рояльного соло с хореографической постановкой.
Не будет ни оркестра, ни дирижера – только музыка и движение как две чистые материи, взаимодействующие между собой в одной плоскости – на сцене. Такой своеобразный диалог двух традиций и культур – европейской и японской. Знаменитые 12 этюдов ор. 10 и два скерцо, написанных польским композитором, обретут новое исполнение в международной команде, объединяющей две страны – Россию и Японию. За постановку этого необычного концерта отвечает Дмитрий Белянушкин, фантазийную хореографию полностью ставит Морихиро Ивата.
За японский инструмент поочередно сядут два прекрасных молодых пианиста: Дмитрий Калашников, аспирант Королевского колледжа музыки в Лондоне, ученик выдающегося пианиста современности Михаила Плетнева, и Канон Мацуда, «самая известная японка России» – виртуозная пианистка, приехавшая в шесть лет в нашу страну обучаться музыке, лауреат международных конкурсов, а сейчас аспирантка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Во время концерта в фойе театра будет проходить выставка рисунков детей, страдающих онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, подопечных благотворительного фонда НОНЦ. Они подготовят свои художественные «этюды» на тему Японии, музыки и балета.
Через десять дней после «Шопенианы» нижегородцев ждет мировая премьера балета «Безымянная звезда» (12+) по пьесе румынского драматурга М. Себастьяну в постановке худрука театра «Кремлевский балет» народного артиста России Андрея Петрова. «Решение об этой постановке было принято до нашего прихода, – рассказал Морихиро Ивата. – Я лично не принимал никакого участия в этом проекте, но то, что я видел на сцене, мне очень понравилось. Когда смотрел репетиции, у меня слезы наворачивались – очень трогательно. Редко когда балетная постановка так действует».
Впрочем, уже в середине декабря этого года у нас будет возможность оценить работу самого Морихиро Ивата: именно на декабрь запланирована премьера балета А. Адана «Корсар». Трехактный балет будет полностью поставлен самим Морихиро, который признается, что несколько отошел от классической балетной трактовки сюжета и драматургически максимально приблизил постановку к байроновской поэме. Изюминкой именно этой постановки будет несколько восстановленных эпизодов «родной» хореографии Мариуса Петипа, которые Морихиро реконструировал год назад к 200-летию со дня рождения великого балетмейстера.
Вообще исторически так сложилось, что в России наиболее востребованным является искусство балета, с оперой у нашего зрителя отношения несколько сложнее. Но новое руководство оперного театра не боится трудностей и обещает нижегородцам в марте следующего года премьеру оперы В.-А. Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке Дмитрия Белянушкина. Команда, которая будет ставить «Свадьбу» в Нижнем, уже работала в полном составе «Каменного гостя» А. Даргомыжского в Большом театре, и Дмитрий Белянушкин надеется, что сумеет повторить тот успех в нашем городе.
Но и с этим спектаклем не все так просто: опера будет идти на языке оригинала, как в лучших театрах мира, с бегущей строкой, чтобы не владеющий языками зритель не запутался, кто там кого и зачем. Дмитрий Сергеевич, конечно, отдает себе отчет в том, что часть зрительского внимания будет уходить на бегущую строку. «Зато мы получим рафинированный, стилистически верный продукт, как это чувствовал и видел Моцарт, – утверждает он. – Для меня это очень важно». Также ведутся переговоры с дирижерами: ожидается, что это будет кто-то очень серьезный, а итальянскому языку и правильному произношению наших певцов научит коуч.
Кстати, о коучах. 22–23 октября к нам в Нижний с мастер-классом приезжает известный американский педагог по вокалу Майкл Пол. Его называют кудесником и чудотворцем, ученики этого гения от педагогики выступают на ведущих сценах всего мира. Два дня занятий в первую очередь предназначены для артистов оперы нашего театра. «Но это будет не закрытая история, – пояснил Александр Топлов. – Мы откроем двери для студентов консерватории и музыкальных училищ».
Практически сразу после обучения пройдут прослушивания певцов в оперную труппу. «Мероприятие будет открытым. Это значит, что к нам будут приезжать певцы со всех городов нашей огромной страны. – Заметно, что для Дмитрия Белянушкина это прослушивание не пустая формальность. – Заявок уже сейчас порядка 50. На самом деле это очень много и не в каждый театр приезжает на прослушивание столько певцов, что говорит о том, что оперный театр Нижнего – очень серьезное учреждение, которое будет притягивать еще больше талантливых певцов и артистов балета, режиссеров, дирижеров в этот замечательный город», – заключает он.
Основная цель новой команды во главе с Александром Топловым — возродить интерес к оперному и балетному искусству в Нижнем Новгороде, сделать театр самодостаточным, открытым современным тенденциям, вместе с тем сохранив лучшие традиции мирового музыкального театра для нового зрителя.