Кукольный спектакль был показан в локомотивном депо завода «Красное Сормово»

«Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток» – эти слова, открывающие спектакль с куклами – совместный проект музея истории ГУЛАГа и творческого объединения «Таратумб», – очень уместно прозвучали под сводами локомотивного депо завода «Красное Сормово».

Кукольный спектакль был показан в локомотивном депо завода «Красное Сормово»
Фото: Алексей Шеянов

Тема железной дороги и поездов красной нитью проходит через одноименный роман Чингиза Айтматова, по мотивам которого был поставлен этот спектакль-мистерия, ибо действие его происходит в казахстанских степях, в крохотном поселке на полустанке Буранный: «В этих краях любые расстояния измерялись применительно к железной дороге, как от Гринвичского меридиана».

Прообразом Буранного полустанка послужила железнодорожная станция Торетам недалеко от космодрома Байконур, названная в честь похороненного вблизи нее шейха Торе-баба, прямого потомка Чингисхана. Поэтому бредущий вдоль железнодорожного полотна старик Едигей не просто так идет в никуда и ведет длинные философские беседы со своим верблюдом – он везет хоронить тело своего старого друга Казангапа. Едигей и его верблюд – та же нить, сшивающая лоскутки – истории людей, новости космической программы, мифы и фантазии. Он бредет параллельно движению поездов, соединяя отдельные эпизоды точно так, как поезда соединяют отдельные поселения, разбросанные среди желтых степей.

Надо понимать, что это не сценическое переложение романа, хотя авторы спектакля попытались освоить сразу несколько сюжетных линий многослойного эпического произведения. Основной темой спектакля стала трагическая судьба школьного учителя Абуталипа Кутыбаева и его семьи.

Бывший фронтовик и военнопленный, участник партизанской борьбы в Югославии, он надеялся избежать репрессий, уехав на затерянный в степях крохотный полустанок Буранный. После работы на полустанке он пишет для двух своих сыновей завет «не на продажу, не для тщеславия, а как исповедь для души», чтобы записать пережитое, переосмыслить его, оставить своим детям как наставление и память. Но даже здесь, в местечке, затерянном посреди необъятных степей, его настигают вездесущие «органы».

Чтобы получить внеочередное повышение, а может, даже квартиру, представитель этих самых «органов» чекист Тансыкбаев пытается сфабриковать дело о шпионской сети, созданной бывшими пленными, которым удалось пережить немецкий плен или, как Кутыбаеву, сбежать. Но Абуталип не дает ему такой возможности, он находит способ покончить с собой – бросается под поезд.

Сцена самоубийства Абуталипа особенно пронзительно прозвучала именно в стенах локомотивного депо, среди настоящих поездов и гулких рельсов, после инструкции по технике безопасности, которую озвучил Павел Милославский, один из организаторов события, директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, перед спектаклем.

Вообще все зрители, которым посчастливилось попасть на спектакль, отмечали, насколько органично пространство заводского локомотивного депо передает дух и настроение айтматовского «Буранного полустанка». «Спектакль по Айтматову “И дольше века длится день” построен на энергии пространственных переживаний: между актерами и куклами, между паровозами и депо, зрителями и депо, пространством воображения и пустыни, пустыни и космоса. – написала на своей страничке в Facebook Марина Игнатушко, обозреватель по вопросам архитектуры. – Пригнать пустыню в Нижний Новгород и превратить это в актуальное действо – большое искусство! Спектакль в депо “Красного Сормова” – самое яркое и важное культурное событие июля», – заключает она.

Постановщики спектакля Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина известны нижегородским театралам своими музыкальными проектами в киноцентре «Рекорд» и постановками в Нижегородском ТЮЗе. Именно там, в ТЮЗе, они встретились еще с тремя участниками спектакля: Олегом Шапковым, Евгением Козловым и Вячеславом Ямбором.

– Мы все познакомились, когда Вячеслав Всеволодович Кокурин возглавлял ТЮЗ в Нижнем Новгороде – работали вместе в спектакле «Король Лир» в постановке Владимира Золотаря. Это было давно, но – правда, – рассказал Олег Шапков. Единственный из всех участников, он и сейчас живет в Нижнем Новгороде и работает в Нижегородском театре драмы. Олег Шапков играет в спектакле две роли, за одну из них – Едигея он был в шорт-листе «Золотой маски» в номинации «Куклы / Работа актера». Сам же спектакль стал лауреатом премии в номинации «Куклы».

В спектакле заняты четыре актера, девять кукол, а еще действующие герои истории – предметы быта, привезенные работниками музея истории ГУЛАГа из экспедиций. Например, табуреты из мордовских лагерей, жестяные кружки и ложки из Коми, крышка от кастрюли с урановых рудников Чукотки, на которой гвоздем нацарапано казахское имя Тажибек. За каждой арестантской миской, шахтерским фонарем, куском колючей проволоки, лопатой, кайлом стоит жизнь реального человека.

Спектакль был показан в Нижнем Новгороде в рамках проекта «Культурный район», организатором показов выступил Нижегородский центр немецкой и европейской культуры при поддержке завода «Красное Сормово», который в день показа отмечал свое 170-летие в Сормовском Дворце культуры.

– Мы-то этого не знали, – делится Александр Комаров, куратор культурных проектов Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, – а они как раз, возможно, решили, что будет здорово совместить два этих события. Работники «Красного Сормова» с большим энтузиазмом включились в подготовку мероприятия. Начальник депо, его сотрудники, монтажники, электрики – все с большим воодушевлением идут на контакт, предлагают варианты. Видно, что им самим по фану помогать и что-то делать.

На самом деле, невозможно остаться равнодушным к этой не только жутко-трагической, но и светлой и бесконечно трогательной истории о жизни и любви, о непрекращающейся борьбе добра со злом и вечном вопросе, что же есть победа. А в старинном здании, о котором неизвестно практически ничего: ни кто его построил, ни когда, – где дремлют огромные локомотивы и разносится гулкое металлическое эхо даже от малейшего шороха, – там эта история, рассказанная большими людьми, играющими маленькими усталыми куклами и игрушечной железной дорогой, вдруг приобретает черты необратимой достоверности. И невозможно сдержать слезы. И не надо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 24 июля 2019

Заголовок в газете: Черты необратимой достоверности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру