В Нижегородском театре драмы состоялась премьера спектакля «Верона. Послесловие» "16+"

Минувший четверг в нашем городе ознаменовался сразу двумя культурными событиями. И если концерт Шнура на стадионе «Нижний Новгород» культурным можно назвать лишь с некоторой натяжкой, то премьера театра драмы, ознаменовавшая собой закрытие очередного театрального сезона, стала настоящим подарком для нижегородских театралов.

В Нижегородском театре драмы состоялась премьера спектакля «Верона. Послесловие» "16+"
Фото: Валерия Авдеева

Пьеса Григория Горина «Чума на оба ваших дома!», написанная в 1994 году, как и подавляющее большинство его пьес, не потеряла своей актуальности и четверть века спустя смотрится так же свежо и остро, как в лихие 90-е. «Суть этой истории в том, что все самое трагичное, о чем рассказал в свое время Банделло, потом Шекспир и продолжил Горин, – циклично, – поясняет Алла Решетникова, режиссер спектакля. – Люди по-прежнему воюют, по-прежнему не хотят протянуть друг другу руку и услышать главные слова: полюбите друг друга, братья и сестры»

Горинский сиквел к драматическому шедевру всех времен и народов «Ромео и Джульетта» начинается там, где оставляет своих героев Шекспир, – над могилой двух подростков, осмелившихся полюбить друг друга вопреки навязанной им семьями ненависти и вражде. Начинается в компании все тех же людей, из-за которых оборвались две юные жизни, – со слов герцога Веронского «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Шекспир в финале оставляет читателям надежду на примирение двух семейств, потрясенных смертями своих детей. Но нет. По версии Горина, кланы прямо в склепе затеивают очередную свару, и герцог, взбешенный их упрямством, обязует синьора Монтекки и чету Капулетти под угрозой массовых арестов поженить кого-нибудь из своих отпрысков.

«Узкие улицы города Вероны, они теперь полны звуками, – писал о рождении своей пьесы сам Григорий Горин. – Эти звуки – часть удивительной музыки Беллини, Гуно, Чайковского и Прокофьева, навеянной темой любви и ненависти Монтекки и Капулетти. Слушая сочинения этих композиторов, я вдруг однажды ясно увидел в подробностях, что же произошло с враждующими семьями на следующий день после гибели молодых».

А на следующий день члены враждующих кланов, не смея противиться воле герцога, ищут кандидатов на роль счастливых супругов по принципу «кого не жалко». Монтекки, выбирая между карликом и дедушкой, останавливаются на дальнем родственнике из Неаполя хромом Антонио, а Капулетти в качестве невесты предлагают беременную Розалину, бедную родственницу, которую они подкладывали под нужных им людей.

С первых секунд спектакль по пьесе Григория Горина в постановке московского режиссера Аллы Решетниковой смотрится на одном дыхании, завораживая харизмой актеров, остроумными репликами, непредсказуемыми поворотами сюжета.

«Верона. Послесловие» – это пятая постановка Аллы Решетниковой в Нижнем Новгороде. Роман с этим режиссером у Нижегородского театра драмы начался пять лет назад с фантастического действа без антракта «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (6+). Потом были две премьеры в 2016 году: «Волки и овцы» (12+) и «Брачный договор» (12+), а в 2018-м состоялась премьера спектакля по рассказам Виктории Токаревой «Параллельные влюбленности» (16+). Все четыре спектакля неизменно любимы зрителями.

«Появление Григория Горина на моем постановочном горизонте – мечта давняя, – рассказала Алла Решетникова. – А поскольку Борис Петрович (Кайнов, директор театра. – Ред.) – человек очень лояльный и периодически спрашивает режиссеров про их голубую мечту, то я, пользуясь случаем, и реализовала эту тему. Мне Горин очень созвучен как драматург. Он как-то так умел безумно острые серьезные и философские вопросы поднимать с полуулыбкой».

Довольно циничная поначалу история Антонио и Розалинды развивается в по-настоящему романтичную историю любви под неутихающую брань двух враждующих семейств. Вот она спираль, и уже следующий виток, отзеркаливающий трагедию их предшественников Ромео и Джульетты, закручивается прямо на глазах у изумленной публики.

На главную роль Алла Решетникова пригласила совсем молодого актера, только что окончившего наше театральное училище, Рустама Абдряхимова. Это был, конечно, определенный риск, но надо отдать должное актеру – он очень достоверно показывает развитие своего героя. Мы наблюдаем, как тот из выпивохи, плута, вруна и циника постепенно превращается в человека, способного принимать на себя ответственность за другого, готового на жертву и настоящие серьезные поступки. Розалина (Марина Львова) по ходу сюжета тоже развивается: из отчаявшейся, злобной девчонки превращается в мудрую женщину, которая поначалу с опаской учится верить и доверять.

На самом деле в спектакле нет ни одного статичного персонажа – все они раскрываются в процессе действия. Герцог Веронский (Сергей Блохин) оказывается не таким уж растерянным добряком, каким предстает перед зрителем в самом начале: во втором действии он вполне цинично заявляет, что любовь Антонио и Розалины – это проблема не его, а их семейств. До мурашек трогательна сцена, где с измученных постоянной враждой и ненавистью синьора Монтекки (Олег Шапков) и синьоры Капулетти (Наталья Кузнецова) вдруг слетают хищные маски, и они превращаются просто в Юлию и Пьетти, и вдруг выясняется, что знакомы они с детства, любили друг друга, но не осмелились пойти против навязанной им вражды.

В таком «сумасшедшем» спектакле вообще нет случайностей и мелочей, и даже эпизодические роли вырастают до центральных. Например, «дедушка Монтекки» Анатолия Фирстова, только его появление на сцене уже вызывало волну радостного смеха. Два персонажа, которых нет в пьесе Горина, – Смерть (Андрей Соцков) и Муза театра (Людмила Штепанова) – выглядят в рамках концепции карнавала очень органично, более того, местами держат на себе все действие. Поющая и танцующая смерть глумится над героями, как бы говоря им: «Господа, вы всё это сделали сами, кирпичик за кирпичиком, складывая новые гробы». Невероятно пластичный и невесомый Андрей Соцков идеально попадает в эту фарсовую абсурдную фигуру.

Лаконичная сценография Бориса Шлямина полностью поддерживает действие и, дополненная светом и видеопроекцией (Сергей Скорнецкий), делает спектакль изумительной красоты фантасмагорией, своеобразным гимном театру.

И конечно, невозможно не упомянуть чудесные костюмы художника Андрея Климова – яркие, но не кричащие, почти исторические и абсолютно карнавальные, полностью оправдывающие жанр, определенный создателями пьесы как «очумительный» карнавал в двух действиях. И да, чума там тоже есть. В этом спектакле, кажется, есть вообще всё – веселье и печаль, свадьба и похороны, измена и коварство, чума и рождение ребенка. Но самое главное – это любовь. Любовь, сохраняющая и дарующая жизнь. Ведь на самом деле не так важно, где и когда происходит действие, где и когда люди ненавидят и убивают друг друга, потому что не все еще потеряно, пока есть и жива любовь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2019

Заголовок в газете: Что случилось после смерти Ромео и Джульетты?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру