Более 20 тысяч человек посетили фестиваль академической музыки в нижегородском Кремле

13.06.2019 в 10:50, просмотров: 534

Для того, чтобы попасть на выступление ансамбля солистов Opus Posth в Кремле, мы специально вернулись с дачи в субботу, поскольку пропустить такое событие не представлялось возможным. Камерный оркестр под управлением Татьяны Гринденко и Владимира Мартынова, разумеется, уже приезжал в Нижний Новгород. В частности, их концерт стал заключительным мощным аккордом фестиваля современной академической музыки «Другая музыка. Пярт» осенью прошлого года. Но чтобы вот так - на открытом воздухе, в самом сердце Кремля на площади перед Михайло-Архангельским собором – такого еще не было.

Более 20 тысяч человек посетили фестиваль академической музыки в нижегородском Кремле
Фото: Алексей Шеянов

Вообще, говорят, это первый случай в новейшей истории, когда Нижегородский кремль принимал посетителей до 3 часов ночи. А произошло данное беспрецедентное событие в рамках программы «перезагрузки» Кремля.

«Эта территория постепенно превращается в значимое пространство для массовых мероприятий, – рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин депутатам ЗСНО еще 30 мая. – «Opus 52» станет первым ночным событием здесь. Современная музыка всегда доступна слушателям, а Кремль становится максимально доступным для горожан.  

- У нас в Кремле есть прекрасная сцена у Зачатьевской башни, есть площадка за Заксобранием, где можно делать отличные пикники, – накануне концерта мы разговорились с Александром Комаровым, одним из организаторов фестиваля Opus 52, о фестивале и необычном месте его проведения. – И если люди смогут выйти на лужайку посидеть, поиграть с детьми и их никто не будет гонять – это будет очень здорово. А если получится сделать так, чтобы в Кремле хотя бы два раза в месяц проводились какие-то события, концерты, как в свое время было в ракушке в Александровском саду, пусть небольшие, камерные, – это же очень круто. Кремль станет не чиновничьей вотчиной, как сейчас, а местом для людей. И если с помощью нашего фестиваля получится дать этому толчок, мы будем просто счастливы.

И, похоже, фестиваль оправдал возлагаемые на него надежды. По крайней мере, я лично на территории нашего Кремля ни разу в своей жизни не видела столько радостных лиц и восхищенных глаз одновременно. Люди сидели прямо на кремлевских газонах в креслах-мешках, на пенках или принесенных с собой пледах. Для тех, кто привык к более традиционной форме восприятия музыки, организаторы поставили стулья. Их тоже таскали туда-сюда по лужайкам сначала в поисках тени, потом - максимально комфортной точки звучания. Звук, кстати, был прекрасный, гораздо лучше, чем в Кремлевском концертном зале, плюс это необыкновенное ощущение свободы, когда ты можешь выбрать, какой звук слышать, – ведь в разных точках площадки он совершенно разный.

Концерт, начавшись в три часа дня, закончился уже с рассветом, и все это время народ шел нескончаемым потоком, и это было так здорово, потому что, действительно, в какое бы время ты ни пришел, с любой минуты было интересно. Программа фестиваля была составлена организаторами не только с любовью, но и чрезвычайно грамотно - так, чтобы каждый час зритель узнавал что-то новое.

Девять коллективов из России и Европы и 12 часов музыки (с трех часов дня до трех ночи), музыки, о существовании которой многие слушатели даже не подозревали.

К примеру, для меня открытием стал посетивший Нижний впервые трубач с мировым именем Маркус Штокхаузен. Пусть это имя в мире в большей степени знают благодаря его отцу, культовому композитору Карлхайнцу Штокхаузену, сам Маркус и его ансамбль Wild Life были исключительно хороши, играя фри-джаз и интуитивную музыку, импровизируя в режиме реального времени прямо на глазах у изумленной публики.

Уже упомянутый мной в самом начале Opus Posth во главе с одной из ведущих скрипок мира Татьяной Гринденко снова изумлял мастерством исполнения и глубиной смыслов. Их сет «Полимпсест», который они сыграли вместе с электронным музыкантом HMOT, был, по словам организаторов, рассчитан на разные социально-возрастные аудитории. Точно так, как в обычном полимпсесте – рукописи, в которой один текст пишется поверх другого и разные тексты проступают один сквозь другой, в полимпсесте Opus Posth друг на друга накладывались принципиально разные музыкальные традиции и типы музыки.

Было такое ощущение, что звучавшая музыка сливается со звуками окружающего пространства, разговорами, смехом детей, фоном проезжающих по площади Минина машин и криками птиц, которые, казалось, не беспорядочно носились над куполом сцены, а выстраивались в какие-то замысловатые фигуры, разрывая еще светлое вечернее небо росчерками полетов и звонким многоголосым гомоном.

Третьим открытием стал сет МАСМ (Московского ансамбля современной музыки). Несмотря на то что этот коллектив уже хорошо знаком нижегородским любителям современной академической музыки, ребята опять смогли удивить. Сет был подготовлен специально для open-air, поскольку, по мнению Виктории Коршуновой, директора МАСМ, музыка для концертов на открытом воздухе и в академических залах должна быть принципиально разной – основная задача open-air – познакомить слушателя с тем, что такая музыка существует, чтобы он, услышав ее в следующий раз, сел и послушал, а не сбежал, в ужасе зажимая уши.

А еще был L’Esprit du Vent, духовой барочный ансамбль, специализирующийся на исторически информированном исполнительстве и сыгравший духовые произведения классиков XX века на старинных инструментах. И екатеринбургский Pincode Ensemble с сетом из произведений венгерских и уральских композиторов под названием «Эхо гуннов».

И, разумеется, в фестивале приняли участие два нижегородских коллектива – один из ведущих хоров России, муниципальный хор «Нижний Новгород», исполнивший сочинения современных нижегородских композиторов, а также один из ведущих камерных оркестров современной России и постоянный участник фестиваля «Opus 52» - муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода».

С самого начала концерта соцсети наводнили восторженные отзывы: «Самая современная музыка звучит в Кремле, тысячи людей приходят ее послушать - это ли не чудо?», «Вы раздвигаете границы возможного. Создаете что-то невообразимое, о чем раньше и помыслить-то сложно было», «Очень высокий уровень и организации, и музыкантов, и музыки, и звука!», «Это такой подарок городу, который через год после ЧМ опять почувствовал себя открытым, свободным и европейским!».

Действительно, фестиваль «Opus 52» в этом году получился потрясающим, прорывным и абсолютно европейским событием. То, что подобное стало возможным в нашем Кремле, не просто радует, это позволяет надеяться, что все форточки в Европу, открывшиеся в прошлом году, не позакрывались наглухо, а лишь немножко прикрылись на зиму и теперь, с приходом нового лета, снова распахнутся настежь. А там, глядишь, и до полноценного окна дело дойдет.